Pussy Riot прорывает линию защиты

«КоммерсантЪ», 11.12.2012

Участницы группы Pussy Riot вступили в конфликт со своими бывшими адвокатами. Екатерина Самуцевич, которой был назначен условный срок за акцию в храме Христа Спасителя, обратилась в адвокатскую палату с просьбой оказать воздействие на Николая Полозова и Виолетту Волкову. Причиной стали не возвращенные ей ключи от квартиры, паспорт и отказ адвокатов передать жалобу в Европейский суд по правам человека по поводу ее ареста. Если адвокатская палата выявит нарушения в действиях защитников, они могут быть лишены статуса.

Как утверждает Самуцевич, с момента ее освобождения (в октябре Мосгорсуд заменил реальный срок на условный) адвокаты отказываются вернуть ей паспорт и ключи. В жалобе, копия которой имеется в распоряжении редакции, указано: «В момент задержания при мне не было документов. Адвокату Волковой 15 марта 2012 года я передала ключи от квартиры и сообщила о местонахождении паспорта. После освобождения я неоднократно обращалась с просьбами вернуть мне ключи и документы, но они проигнорировали мои требования».

Самуцевич расторгла договор с Полозовым и Волковой в октябре, когда Мосгорсуд рассматривал жалобу на приговор участницам группы. Решение она объяснила разными взглядами на линию защиты, а новым адвокатом активистки стала Ирина Хрунова из организации «Агора». В итоге Самуцевич стала единственной из трех участниц, кому удалось выйти на свободу.

Перед расторжением договора, в июне 2012 года, Волкова и Полозов успели подать в Европейский суд жалобу на арест своей подзащитной, и суд вступил с ними в официальную переписку. Эта жалоба также стала поводом для спора с новыми защитниками, так как бывшие адвокаты отказались передать документы. «Эти документы необходимы для дальнейшей работы в ЕСПЧ и защиты, а паспорт является важным документом для любого человека»,— отметил новый адвокат Самуцевич Сергей Бадамшин.

Кроме того, участница Pussy Riot просит адвокатскую палату оценить профессиональное поведение Волковой. Дело в том, что после расторжения договора адвокат встретилась с отцом активистки, и эта встреча была записана участниками документального проекта «Срок». «Чувства от просмотра этого разговора сложно описать. Отец вынужден выслушивать претензии адвоката и не знает, что ответить на фразы вроде „Мы не получили ни копейки!“, „Защита других будет невозможна, она утопит всех“»,— говорится в жалобе. На вопрос отца о том, можно ли что-то исправить, Волкова отвечает: «В принципе, она может заново заключить со мной соглашение». «Считаю такое поведение Волковой неэтичным и унизительным»,— резюмирует Самуцевич.

В связи с этим активистка просит адвокатскую палату принять меры дисциплинарного воздействия и помочь вернуть ей документы, ключи и жалобу в ЕСПЧ. Если палата усмотрит нарушения кодекса профессиональной этики, Полозову и Волковой может грозить замечание, предупреждение или лишение статуса.

Интересно, что даже во время спора о праве на бренд Pussy Riot, который пытался зарегистрировать еще один экс-адвокат группы Марк Фейгин, Самуцевич публично не высказывала претензий к защитникам. В ответ на ее слова о попытках адвокатов извлечь коммерческую выгоду из бренда, Полозов писал, что «ложь Самуцевич, тиражируемая в СМИ, является элементом договоренности, позволившей ей выскочить из дела». Адвокаты не исключают подачи иска о защите чести и достоинства к Самуцевич.

В беседе с журналистами Волкова отметила, что на пресс-конференции 29 ноября уже давала свои комментарии по поводу паспорта Екатерины Самуцевич и больше говорить об этом не собирается. Ранее бывшие адвокаты заявляли, что паспорт был передан отцу Самуцевич весной, хотя незадолго до этого путались в сообщениях, говоря, что документ либо потерян, либо передан мужу одной из участниц панк-группы Петру Верзилову.

Оцените статью
Ритм Москвы