12 сентября 2012 года. Платформа светского государства. Отношения между государством, Русской православной церковью (РПЦ) и гражданами становятся все более конфликтными. Поиск компромисса затруднен как старыми предубеждениями, так и новыми оскорблениями. В статье, написанной специально для «КоммерсантЪ», лидер партии «Гражданская платформа», экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров предлагает способ решения этой проблемы.
С первых дней своей политической деятельности я предпочитал не комментировать вопросы, связанные с жизнью церкви, так как всегда считал, что вера и отношение к церкви — это сугубо личное дело. Однако моя позиция никогда не основывалась на предвзятом отношении к РПЦ. Настоящая угроза светскому обществу в нашей стране заставляет меня вернуться к этой теме. То, что отношения между гражданами, государством и церковью уже привели к расколу общества и угрожают российской культуре, слишком серьезно, чтобы оставаться в стороне.
Особенно неожиданно то, что в центре этих потрясений оказалась РПЦ. Дело Pussy Riot и их провокационная акция в храме Христа Спасителя, а также жестокий приговор стали искрой, но не основной причиной текущих конфликтов. Как современный светский человек, я живу в России, многоконфессиональной стране, где среди моих друзей есть как верующие, так и неверующие. Сегодня среди нас бушует шквал обвинений и оскорблений, которые мешают нормальному диалогу. Люди, которые раньше аккуратно подбирали слова, сегодня стали более агрессивными. Однако, несмотря на мишени, подавляющее большинство нападок направлено на РПЦ. К сожалению, призывов к примирению и терпимости очень мало, и они звучат слишком академично.
К счастью, руководство РПЦ все же выступило с просьбой о милосердии. Однако милосердия проявлено не было. Действительно ли мы такие непримиримые антагонисты, как это может показаться тем, кто зайдет в социальные сети? Или в нашей политике недостает важного элемента, который позволил бы людям мирно сосуществовать даже с разными взглядами? Ясен ответ на этот вопрос: в наших спорах о власти мы не замечаем главного — дефицита светской политики и светской общественной этики.
Светская государственность — это выбор успешных наций. Все ныне развитые и успешные общества в свое время пережили сходные драматические процессы. Будущее Франции и Германии во времена религиозных войн висело на волоске, и только найденная ими форма светского консенсуса открыла путь к миру. Это стало ключевым условием их современного успеха. Попытки столкнуть Россию с этого пути лишают нас важнейшего — шанса на национальный успех.
Отношения церкви, государства и общества в нашей стране декларированы, но не прояснены. Статья 14 Российской Конституции состоит из двух пунктов: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эти нормы важны, но они лишь рамка, пустая и не наполненная реальным содержанием.
К сожалению, большинство политиков, включая лидеров парламентских партий, предали свою Конституцию и предпочли забыть о том, что там написано. Заигрывания с церковью, зачастую популистские, подрывают основы главного документа страны и создают множество угроз.
Ошибочно видеть в церкви лишь иерархию священнослужителей. Взаимное оскорбление охватывает не церковь и не общество, а конкретных людей. Эти люди, хоть и занимают высокие позиции, не могут представлять нас всех. Протоиерей Всеволод Чаплин не является церкви, прокурор Александр Никифоров — не государством, а адвокат Марк Фейгин — не российской общественностью.
Страх — вот причина сегодняшнего осатанения. Страх утратить ориентиры и ценности, осознать себя в окружении врагов. Как когда-то в студенческие годы я увидел фильм «Страх съедает душу», так и сейчас эта фраза очень точно отражает нашу обстановку. Из-за страха наша политическая жизнь стремительно сдвигается к вопросу «кто кого», хотя на деле все чувствуют себя не в безопасности, не будучи врагами друг другу.
Одна из главных ошибок в нынешних дискуссиях — это представление церкви, государства и общества как непримиримых антагонистов. Глупо противопоставлять общество и церковь. Даже в самые трудные времена церковь служила альтернативой неравенству и деспотизму, развивая идеалы любви и сострадания.
Церковь часто выступала как коллективная совесть нации, защищая слабых перед сильными. Мученическая смерть митрополита Филиппа Колычева, бросившего вызов царю Ивану Грозному, показала, что верующие могут встать выше страха смерти во имя вечных ценностей.
Светская и религиозная культура — это два легких, которыми дышит наша цивилизация. Светская культура и, в частности, светская политика, защищают свободу религиозного выбора. Защита религии и церкви сегодня состоит в защите светского характера нашей политики и государства. Печально, что об этом приходится напоминать.
Меня беспокоит тенденция продвигать церковную жизнь в школы. Отказ от конституционной нормы отделения государства от церкви вносит раздоры туда, где их прежде не было. Уроки основ православной культуры могут порождать уроки основ исламской культуры, разделяя детей по религиозному признаку.
Не пора ли тем, кто верит в разум и единство государства, перейти к светской политической инициативе? Светской политики у нас нет, и я хочу предложить ее для России.
Я получаю много предложений «собраться и спокойно все обсудить». Это правильно, но сегодня этого недостаточно. Нужна политическая цель. Важно начать совместную работу церкви, государства и общества над преодолением тлетворных пережитков советского режима. Эти пережитки касаются не только общества, но и церкви.
Я призываю к немедленному началу диалога об урегулировании отношений между церковью, государством и обществом. Это можно сделать на базе «Гражданской платформы» через краудсорсинг и публичные обсуждения. Целью инициативы должна стать разработка концепции Кодекса церквей и религий Российской Федерации, аналогичного Гражданскому и Семейному кодексам. Затем юристы превратят концепцию в юридический документ.
Параллельно партия «Гражданская платформа» начнет формирование реальной гражданской и политической коалиции, которая сможет добиться принятия этого документа Федеральным собранием и его законной силы. Это создаст прочную светскую основу для полноценного сотрудничества между государством, обществом и конфессиями в деле строительства обновленной и исцеленной России.
Я готов всеми доступными средствами поддерживать эту инициативу. Сейчас я не вижу для себя более важной задачи. Нам необходимо выбрать наиболее эффективную стратегию будущих перемен. Но для этого нам нужен мир. Гражданский, светский мир.