Московский Комсомолец, 24.04.2012
Вопрос, который следует задать: что именно хочет донести до общества Президент РФ Д.Медведев, который активно демонстрирует свою православность на церковных мероприятиях? Трудно поверить, что Дмитрий Анатольевич, как и другие чиновники, позирующие с церковными атрибутами, не осознаёт, как религия может разделять людей и провоцировать конфликты. Сложные и болезненные вопросы, касающиеся свободы совести и разнообразия верований, находятся в центре общего общественного дискурса. Он, как образованный человек, должен быть знаком с историей религии и её влиянием на общество. Однако возникает вопрос: какую именно норму он предлагает обществу, демонстрируя свою позицию? Должны ли те, кто не разделяет православные идеалы, воспринимать Россию как свою родину?
Возможно, я одинок в своих размышлениях. Тогда проблема не существует, и остаётся лишь обсудить, каким образом атеисты должны соотноситься с православной идеологией в стране. На данный момент около 30–40% граждан не воспринимают церковные призывы всерьёз и считают их не более чем белибердой, маскирующей более приземлённые интересы. Есть и те, кто считает православие основным препятствием на пути развития России, которое уже 700 лет не позволяет стране прогрессировать. Сложные идеи и компромиссы в таком контексте, видимо, невозможны.
Обсуждать можно лишь способы сосуществования людей с разными убеждениями в одной стране. Это задача нелёгкая, особенно учитывая, как легко христиане могут оскорбляться. В истории есть множество примеров, когда важные идеи вызывали возмущение верующих, и даже сегодня они продолжают искать поводы для обиды. Примером может служить недавняя ситуация, когда из «шкафа РПЦ» начали выпадать «скелеты» — в виде подозрительных активов и привилегий, что поднимает вопросы о прозрачности церковных финансов. Эти revelations стали некой иллюстрацией того, что подобные тайны присутствуют в любой крупной организации, и РПЦ не является исключением.
Тем не менее, удивляет, что церковь оказалась не готова к разоблачению. Когда скандалы начали всплывать, именно она стала наиболее истеричной стороной. Реакция, хоть и окрашена средневековой злобой, по своей сути имеет стандартные компоненты: массовые шоу, обиды, попытки продемонстрировать единство, и т.д. Тем не менее, это лишь свидетельствует о том, что церковь не смогла адекватно подготовиться к возможным кризисам.
РПЦ, как показывает история, способна существовать только в условиях тоталитарного контроля, когда её позиция в обществе поддерживается законами и страхом. В современном мире, где растут требования к свободе и прозрачности, учитывая развитие интернета, становится всё более очевидным, что для поддержки влияния церкви потребуется ещё больше механизмов контроля.
Что касается будущего РПЦ, её интересы пока защищены от критики со стороны атеистов, которые в основном не затрагивают финансовые аспекты церковной деятельности. Однако такая ситуация может измениться. Расширяющаяся критика и скандалы могут создать условия для возникновения новых лидеров внутри РПЦ, способных вызвать раскол. А это, в свою очередь, поставит под сомнение финансовую стабильность церкви.
Концерн РПЦ, как показывает практика, может столкнуться с внутренними конфликтами, когда интересы отдельных личностей начнут конфликтовать с общими церковными принципами. В этом контексте можно ожидать появления новых фигур, которые могут быть признаны более авантюрными и прогрессивными. Время покажет, как эти изменения скажутся на церковной структуре и на её взаимодействии с обществом.
Текущая ситуация подчеркивает, что РПЦ сама выбрала путь коммерциализации, а значит, должна быть готова к последствиям. Перспектива дробления на множество мелких организаций, конкурирующих за ресурсы и влияние, может стать реальностью. Скептическое отношение властей к РПЦ, усугубляемое общественным недовольством, окажет значительное влияние на её будущее. Перспектива создания стабильной государственной идеологии на основе православия становится всё более призрачной.
С уважением,
Александр Невзоров
