Статья дня: Олег Дерипаска: Почему я платил бандитам за «крышу»

Так или иначе, вполне возможно, что все сводится к нехватке иностранной литературы. Генеральный директор алюминиевого гиганта «Русал» и один из самых богатых людей в мире Олег Дерипаска делится своим мнением, утверждая, что, возможно, он и не стал бы учить экономику в МГУ по 12-16 часов кряду, если бы у него в руках были более занимательные книги. «В Советском Союзе была проблема, у нас не было доступа к иностранной литературе», — вспоминает он 1980-е годы, когда учился в вузе. «Но в библиотеке был экономический раздел, и он казался очень привлекательным».

В своем первом подробном интервью на эту тему Дерипаска также рассказал о своей роли в печально известных «алюминиевых войнах» 90-х годов, когда приватизация государственной собственности в России привела к борьбе за контроль над заводами и фабриками, которые приносили миллиардные прибыли своим владельцам. Будучи близко знакомым с министром в кабинете лейбористов лордом Мандельсоном и бизнесменом Натом Ротшильдом, Дерипаска стал одним из ведущих российских «олигархов». Однако он не предпочитает это слово, так как оно несет в себе намек на политические связи и неоднозначные коммерческие сделки.

По его словам, он совершенно непричастен к насилию. Более того, он называет себя одним из тех, кто стремился очистить российскую промышленность от грязи и беззакония. Он признается, что для достижения этой цели ему приходилось платить преступным группировкам, которые «крышевали» его компанию. В этом году в Высоком суде Лондона начнется процесс, в ходе которого станут известны подробности жестокой борьбы за контроль над постсоветским рынком сырья. Против Дерипаски был выдвинут иск миллиардером Михаилом Черным, который утверждает, что подписывал с ним соглашение, дающее ему 10-процентную долю в «Русале». Черной, ныне проживающий в Израиле, сталкивается с международным ордером на арест, что затруднит его личное присутствие в Британии.

Дело рассматривается в Лондоне, поскольку Черной утверждает, что на него будет совершено покушение в случае возвращения в Россию. Дерипаска же отрицает наличие каких-либо долгов перед Черным и утверждает, что лишь платил за «крышу». Черной, в свою очередь, называет эти утверждения попыткой отвлечь внимание и циничной тактикой. В этом году также началась новая баталия между другими известными российскими бизнесменами — Романом Абрамовичем и Борисом Березовским, что только подчеркивает жестокие нравы тех времён.

Дело Дерипаски-Черного вновь привлечет внимание к одной из самых мрачных страниц в российской истории, когда организованная преступность и бизнес слились воедино, создавая гремучую смесь. Согласно оценкам, в ходе тех «алюминиевых войн» было убито около ста человек, произошли бесчисленные похищения и массовые акты насилия. Чтобы понять, какое это было время, Дерипаска говорит, необходимо осознать, насколько стремительно происходил переход к рыночной экономике в бывшем Советском Союзе. По его словам, до реформ никто не мог владеть частной собственностью. «Это было подобно грозе», — говорит он об указе 601, который разрешал частную собственность.

Внезапно появилась возможность продавать за границу дешевое российское сырье, что позволяло получать огромные прибыли. Дерипаска стал брокером на товарно-сырьевой бирже, его начальные инвестиции составили 3000 рублей (63 доллара). «Между местными ценами была огромная разница», — поясняет он. «Они объявили, что государственного планирования больше не будет. Вся пищевоя цепочка остановилась. Налоги исчезли. Россия буквально жила на иностранную помощь, но у неё было много сырья. Владельцы заводов должны были выплачивать зарплату рабочим, и им приходилось продавать.» Так на биржу пришли огромные ресурсы, и можно было зарабатывать на разнице в ценах.

Экономика была в состоянии хаоса. Дерипаска делится воспоминаниями о поездках в Таджикистан во время гражданской войны, когда он закупал железнодорожные вагоны для транспортировки молока в Украину. «Я не понимал, как это было рискованно,» — говорит он. Вместе с большими деньгами неизбежно пришла и преступность, когда банды разных регионов начали борьбу за контроль над цепочками поставок. «Это были не просто легкие деньги,» — говорит он. «Рухнули все институты, вся идея государственности разрушилась за считанные недели. Никому не удалось гладко пройти переходный период».

Дерипаска отмечает, что китайская история кажется более привлекательной, так как там медленно получают экономические преимущества и постепенно предоставляют людям политические свободы. «В России милиция не действовала, институты не функционировали. Связь между правоохранительными органами была нарушена», — утверждает он. «Советский Союз был достаточно мирной страной. Преступность существовала, но не на высоком уровне. В начале 90-х она резко усилилась и стала организованной, так как высвобождались государственные ресурсы, а контроля не было».

По словам Дерипаски, он никогда не стремился к роскошной жизни. В первую очередь он хотел построить бизнес, инвестировать в заводы и людей. «В 1992 году похитили одного моего сотрудника. Мы не покупали дорогие автомобили или квартиры, старались оставаться в тени. Я был солдатом, подготовленным к военной жизни, и этот опыт пригодился в гражданской жизни. У меня было много друзей среди низших рангов правоохранительных органов, которые предупреждали меня о разрушении системы и о том, что лучше избегать конфликтов.» Москве придавали статус диких территорий из-за насилия на улицах. Дерипаска использовал бывших сотрудников правоохранительных органов, чтобы защитить свой бизнес, начиная формировать свою службу безопасности.

Используя свои старые армейские связи, Дерипаска набирал на работу людей из бывших сотрудников КГБ и ветеранов. «Как только мы начали покупать акции у работников, на нас сразу стали оказывать давление местные криминальные группировки,» — рассказывает он. «Я обратился к местным правоохранительным органам, которым не хватало ресурсов, и договорился о взаимопомощи.» В 1993 году произошел несчастный случай в Красноярске: председателя избили прямо перед домом. Это свидетельствовало о том, насколько ослабли государственные органы власти и правоохранительные структуры.»

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы