Амбициозные голодранцы

New Times, 04.04.2011

Три недели среди «Наших»

Сайт «Наших» погружает в красный мир. Красные фигуры Медведева и Путина, жирная надпись «Третьим будешь?» и красный номер телефона для желающих вступить. Женский голос сразу переходит на «ты» и приглашает на собрание для новичков. С глупо воодушевленным лицом и мантрами «Сурков — мой кумир» и «Всем бы такого мужчину, как Путина», я отправляюсь к «Нашим». Штаб-квартира расположена в районе Миусской площади, рядом с бывшим общежитием Высшей партшколы КПСС. Это очень удобное место. Вместо ВПШ теперь РГГУ, а неподалеку гуманитарный университет, альма-матер Ходорковского, и химико-технологический университет им. Менделеева. Окружение полно молодежи — идеальное место для агитации.

При входе в штаб я натыкаюсь на активистов в костюмах свиней, которые патрулируют супермаркеты в поисках просроченных товаров. «Только что с акции», — объясняет комиссар движения Иван Косов. Лестница, ведущая в святая святых этого молодежного движения, украшена портретами дуумвиров, над их головами сияет логотип «Наших». Прошу сфотографировать меня между светилами, и ребята одобрительно улыбаются — это у нас традиция.

Первый вопрос: «А кто вообще — не наши?» Андрей, рядовой «нашист», студент-дизайнер, отвечает мгновенно: «Милиционеры, берущие взятки, продавцы аптек, торгующие наркотиками, владельцы нелегальных казино…» Дальше взгляд задерживается на стене почета: фотографии, грамоты активистов и надпись «А чего добился ты?» Весь интерьер выдержан в красно-белых тонах. «Красный цвет — это цвет нашего исторического прошлого, а белый — будущего», — объясняют свои цветовые предпочтения «Наши». На полках множество книг, среди которых «Враги Путина» и «Владислав Сурков. Тексты 97–07». Комиссар Косов говорит: «Сурков — наш идейный лидер. Классный мужик». По словам Косова, встречи с ним проходят несколько раз в год и следующая намечена на середину апреля.

Планируется масштабная антикоррупционная акция «Белые фартуки» с участием 50 тыс. человек, половину из которых доставят из регионов в Москву. На вопрос, кто оплатит это мероприятие, комиссар отвечает: «Социально ориентированные бизнесмены». Акция пройдет 16 апреля, и активисты должны зафиксировать случаи коррупции. «Если у ректора вашего института дорогая иномарка, встаньте рядом с ней и на камеру требуйте, чтобы провели разбирательство», — инструктирует нас в штабе. В 14:00 16 апреля 50 тыс. файлов с такими свидетельствами загрузят в Сеть с лозунгом: «Все, что старательно скрывалось».

«Половину из регионов привезут, а остальных мы должны собрать. У тебя уже кто-нибудь есть?» — спрашивает комиссар. Пояснить, что я только пришла, никому не интересно. Нужно действовать. По счастью, его уводят соратники, и я остаюсь в «комнате отдыха». «Главное — ты должна понимать, — говорит комиссар Кирилл, — демократию можно выстроить только тоталитарными методами». В свободное время «нашисты» играют в пинг-понг, развлекаются в стрелялках, а на стенах висят коллажи с фотографиями активистов, в том числе известный календарь «путинских месяцев».

На вопрос, как сюда попала, я рассказываю, что нашла сайт «Наших», поняла, что разделяю их идеи и решилась прийти. В ответ радостные восклицания: «Неужели? Хоть кто-то пришел по собственному желанию!» Обычно ребят приводят родственники, друзья или агитаторы. Из ведущих институтов почти никого, потому что учеба здесь — не главное. Каждый активист должен завербовать определенное количество людей за определенное время. Чем выше твоё место в иерархии, тем больше план. Например, лидер округа должен собрать 1000 добровольцев для акции «Белые фартуки». «Скоро весна, народ вывалится на улицу, будем агитировать», — предвкушает один из активистов.

На признание, что у меня нет таланта в маркетинге, я слышу: «Научим! Это важно — за это дают баллы!» Баллы — это возможность подняться по иерархии и стать важным. «Таких, как ты, мы называем амбициозными голодранцами. Если мечтаешь снять фильм, мы тебя научим. Главное — убеждать!» — рассказывает Ваня, «нашист» с шестилетним стажем. «Представь, через два года ты можешь стать комиссаром движения. А комиссары — это успешные менеджеры, талантливые режиссеры и молодые депутаты». Но сначала нужно выучить манифест и сдать его федеральному комиссару. Затем торжественно получить значок и начать агитировать.

Юные защитники суверенной демократии должны пройти курсы: «Практическая риторика», «Информационно-политические войны», «Продвижение проектов в блогах и социальных сетях». Каждый понедельник представители регионов и лидеры получают консультации от известных журналистов. Активистов обучают производству видеороликов и их продвижению в Сети. Перед крупными акциями они проводят выходные в пансионате «Клязьма», где их обучают правильному проведению массовых акций. В качестве бонуса — бесплатный интернет и занятия йогой.

Кандидатский минимум для участия в слете «Селигер» — снять пять фильмов об ветеранах и написать эссе по книге Николая Старикова. В одной из «комнат отдыха» пахнет гамбургерами. Комиссар Косов делится мнением о том, почему рухнул Советский Союз, и говорит о «партии реванша», поддерживаемой из-за рубежа. Он говорит, что «Наши» — часть общества, самоорганизовавшаяся для решения проблем. «Если Путин спрыгнет с окна, мы не прыгнем вслед», — добавляет Косов. «Кошмарить» — это термин для определенных акций, например, чтобы чиновники почувствовали, каково жить в условиях свалки, «Наши» завалили администрацию мусором.

На собрании для новичков Василий Якеменко явился с опозданием. Он разогревает публику провокационными вопросами, и когда доходит до темы взяток, называет себя «тем, кто готов пожертвовать ради светлого будущего России». После семнадцати минут выступления он уходит, оставляя новичкам адрес своей страницы в соцсетях. «Якеменко всегда сам отвечает на сообщения», — говорит Косов, и это ставит акцент на доступности лидеров. На прощание Кирилл добавляет, уже укушая гамбургер: «Главное — демократию можно выстроить только тоталитарными методами».

Хачатрян Диана

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы