Ведомости, 02.02.2011
Зима правосудия: Слова и реальность
Я счел необходимым лично обратиться к президенту России в связи с позорным приговором Хамовнического суда. Понимаю, что моя инициатива может вызвать недовольство у тех сограждан, которые убеждены в беспомощности Дмитрия Медведева, а также у тех, кто считает вмешательство президента в суд недопустимым. Однако хочу пояснить, что речь идет не о вмешательстве в правосудие и не о моем спасении. Крушение права, которое мы наблюдаем, угрожает всем и каждому, а также всей стране.
Конституционный долг президента — обеспечить независимость суда, что не должно ограничиваться лишь декларациями. Я убежден, что когда в столь громком процессе появляются факты, свидетельствующие о несамостоятельности судьи, инициатива по организации независимого расследования становится не только правом, но и обязанностью главы государства. Примером тому может служить расследование по делу «Трех китов». Замечу, что вывод о несамостоятельности судьи основывается не только на скандальном выступлении премьер-министра. Я считаю нецелесообразным до назначения расследования раскрывать весь объем сведений, которые у меня есть.
Попробуйте объяснить анекдотическую ситуацию, когда «решением суда» объем нефти, похищенной, оказывается на десятки миллионов тонн больше, чем добыто, или когда приговор выражает «недоверие» факту, что нефть в Сибири дешевле, чем в Западной Европе. Это вызывает смех не только у защиты, но и у средств массовой информации, и даже у судей, которые должны сохранять нейтралитет.
Президент России является гарантом прав и свобод граждан. Вопиющим нарушением этих прав является растущий правовой нигилизм судей и расширительное толкование уголовного закона. Куда может завести страну такая псевдоюридическая практика, когда суд утверждает, что сделка, в результате которой продавцом получена миллиардная прибыль, является «безвозмездным изъятием» — хищением?
Запрос от имени президента в Конституционный суд мог бы прекратить такую искусственную криминализацию нормального хозяйственного оборота, которая широко используется корыстными чиновниками для рейдерства и вымогательства. Мое обращение в этот суд с аналогичной проблемой завершилось стандартной отпиской, как и многие другие подобные обращения. Если суд не исполняет законы, а президент не может изменить сложившуюся ситуацию, мы можем столкнуться с конституционным кризисом. Однако, к счастью, пока до этого не дошло.
Опыт арбитражных судов показывает, что способы изменить ситуацию в лучшую сторону известны. Да, сейчас много говорят о неформальных ограничениях полномочий президента, но считаю контрпродуктивным углубляться в такие обсуждения. У нашей страны есть президент, и его конституционный долг — защищать граждан.
Состояние судебной системы — это его прямая ответственность. Уверен, что президент Медведев, как здравомыслящий и прагматичный политик, осознает реальное отношение российской интеллигенции и всех неравнодушных людей к демонстративному произволу и беззаконию. Эти люди никогда не опустятся до участия в погромах, но крайне опасно для власти усугублять разрыв между декларациями и реальностью, показывая, что защитить свои гражданские права можно лишь с помощью «улицы».
Возможности грубой силы как метода управления не безграничны. О перспективах модернизации XXI века при таких «управленческих технологиях» говорить не приходится. Страну, которая претендует на цивилизованность в XXI веке, сложно представить, если чиновник выше закона и суда.
Запрос на справедливость и защиту человеческого достоинства в нашем обществе стал настойчивым и теперь ищет формы реализации. Судебные и правоохранительные системы, демонстрируя правовой нигилизм, все больше отдаляют бюрократию и ее жертву — обычного человека — от правового поля. У чиновников растут аппетиты, и исчезают стимулы к честному служению. Граждане вынуждены либо откупаться, либо искать адекватные формы протеста. При этом роль интеллигенции как катализатора процесса протестного поиска нельзя недооценивать.
Когда достойным людям стыдно за свою страну, когда возникает чувство всеобщей лжи и беззащитности, это создает глубокий моральный конфликт и опасный общественный нарыв. Делегитимация властных институтов в глазах народа вызывает тревогу. В такой ситуации я считаю своим гражданским долгом обратиться к президенту с призывом вернуть суд в рамки закона.
Я не предлагаю давить на суд, а напротив, предлагаю избавить его от давления, как явного, так и скрытого. Суд должен служить правосудию в интересах общества, а не выполнять заказы, даже от «верха». Примеры правового нигилизма в чудовищном приговоре, который стал апогеем знакового процесса, угрожают всей правовой системе страны, особенно в сфере экономики.
Я привел президенту лишь несколько примеров из множества, тиражирование которых особенно опасно. Это может показаться бредом, но в приговоре действительно утверждается, что сделки по покупке продукции головной компанией у своих дочерних компаний являются хищением. Кроме того, что получение миллиардной прибыли подтверждает «безвозмездность изъятия», а «правильная» цена нефти в Сибири — это цена в Роттердаме, без учета таможенных и транспортных затрат.
Все эти «умозаключения» суда собраны на сайте www.khodorkovsky.ru. Например, в решении арбитражного суда отсутствуют утверждения о том, что нефть стала собственностью ОАО «НК «ЮКОС». В этом контексте такие решения можно назвать не иначе как псевдоюридической бесовщиной.
Я уверен, что судья Хамовнического суда Виктор Данилкин — не безумец. Более того, за 20 месяцев процесса я убедился в его профессионализме и совестливости. Перед каким выбором его поставили, чтобы заставить подписать такой приговор? Что с ним сделает его совесть? Как назвать людей, которые сделали это с ним? Как назвать тех, кто делает вид, что ничего не замечает и называет такой произвол «правосудием»?
Подобные ситуации происходят в сотнях процессов по всей стране. Возможно, уже пора открыто сказать власти: «Достаточно обещаний. Покажите, что произволу нет места в российских судах. Что человек может добиться справедливости не за взятку, а по закону». Блаженный Августин говорил, что государство без справедливости — это банда разбойников. Россия заслуживает большего в XXI веке.
Автор — заключенный ФБУ СИЗО-1 ФСИН России