Чита.ру, 31.08.2009
Клуб внедорожников «Диверсант» выехал, чтобы встретить премьер-министра и выяснить, действительно ли Владимир Владимирович сам едет за рулём «Лады». Но в чём же, собственно, рекламный ход ВАЗа? Вряд ли правительство и власти перемещаются на патриотах, тиграх или калинах в повседневной жизни. Как автомобилисту, мне это не очень-то понятно. Ручная сборка автомобиля под управлением премьера? Эка невидаль! Уверен, целый завод справится с кустарным производством нескольких машин, особенно с учётом хороших условий для сборки спортивной техники. Про серийные автомобили речь вообще не идёт. Да и если бы Путин зашёл в первый попавшийся автосалон ВАЗа и решил прикупить автомобиль из Тольятти, это было бы интересно. Но мы-то понимаем, что все автомобили в «первом попавшемся автосалоне» были бы ручной сборки. Почему? Потому что мы живём в стране великих показух, и всё заранее готово. Да-да, именно так. На любую случайность свита всегда всё подготовит. А если захочется испить воды из ручья? Неужели воду заменят, или специальное подразделение профильтрует несколько километров вверх по течению?
Ранее бы не поверил. Ну, заваривают люки — безопасность. Водители милиции на улицах — безопасность плюс подхалимаж местной власти перед первым лицом. Есть и другие объяснимые факторы, такие как уборка улиц и срочный ремонт асфальта. Хотя и здесь много вопросов. Почему не всегда так чисто? Почему дороги ремонтируют только на пути следования важных гостей? То, как проходила пиар-компания «Путин на ТАЗе» (Тольятинский автомобильный завод), можно назвать «Спецоперация Амур». Мы просто хотели посмотреть, действительно ли Владимир Владимирович сам едет за рулём «Лады». Мы посмотрели. Дорога была чистой, её вылизывали долго и тщательно. Местные жители Новотроицка, смеясь, рассказывали, что к уборкам подключились даже толстяки из крузёров с читинскими номерами. Видимо, так страшно было «что-то не так». В лесах вокруг накопали заграждений, а там, где их не было, собрали столько эвакуаторов, что такой группировкой центр Читы можно очистить от автомобилей за пару часов.
Милиция, ФСБ, ФСО и многие другие службы, как пешие, так и на автомобилях, были на отрезках длинной в два километра. Попытка припарковаться. Вдруг, откуда ни возьмись, молоденький ФСОшник с удостоверением и рацией в руках. Чистенький, наглаженный, но уже голодный. Здесь стоять нельзя. Трасса закрыта. Уезжайте. Мы уехали дальше. И везде так же. И вот удача: запуганный начальством сельский милиционер. Мы встали. Первый опрос и инструктаж. Готовим обед, к нам всё подъезжают различные чины. Хорошо, что с каждым москвичом был представитель забайкальских спецслужб, а они нас знают. Инструктажи, проверки документов и машин. В инструктаж входит всё: где стоять, как держать руки, как себя вести и если вдруг остановится — не идти навстречу, не подавать руки, не махать руками, ни-че-го. Довод один: охрана стреляет на поражение сразу. Объяснили и что говорить! Бред? Нет. Проверили, нет ли с собой транспарантов. Проверяли несколько раз. Один серьёзный дяденька в штатском разрешил остаться, посмеявшись над нашим названием, и решил в радиоэфире просто называть нас «джиперами». По трассе постоянно носились машины спецслужб с мигалками и по гражданке. Их было больше, чем перегонщиков или просто участников движения. К вечеру машины пропали вовсе. Приставленный к нашему лагерю милиционер по рации всё чаще получал вводные. И вот, наконец, едут…
Мы просто были в шоке! Ну, сколько нужно машин в кортеже? Обыватель скажет — пять-десять. Профессионал поправит — пятнадцать-двадцать. Мы просматривали километра два-три дороги. Проехали чистильщики раз, два. Появилась колонна, занимающая всю длину дороги. Десятки автомобилей! Больше сотни. После чистильщиков местных шли двухсотые крузаки. За ними мелкая жёлтая «Калина» с главой правительства за рулём и очень большим дядькой на месте штурмана. При приближении к нам «Калина» и крузаки ловко перестроились, прикрывая жигу собой на всякий случай. Мы смотрим, снимаем. Насторожились. Много охраны за «Калиной». Мерседесы, крузаки. И вот вторая такая же «Лада Калина» с теми же номерами и водителем за рулём. Он нам машет. Мы ему. Смеёмся, как кони. Вторая жига на запас. Дальше джипы, автобусы, микроавтобусы, милицейские машины всех мастей. Мигалки, крякалки. Эвакуатор! Мы просто лопнули от смеха!!! Третья жёлтая «Лада Калина» с теми же путинскими номерами! Вот так! Вот именно так нужно путешествовать. Зачем запасное колесо? Нужны запасные машины. А кортеж всё длится и длится. Военные машины, омоновские. Пять пожарных машин! Все чистенькие, все надраенные. Мы сбились в подсчёте на сотне машин. Нормальная такая приёмка трассы, или путешествие по потёмкинским деревням с подставными вопросами, или реклама отечественного автохлама? Кортеж проехал. Замыкающие патрульные машины сдерживали автолюбителей в «быстро движущейся пробке». Мы стояли и всё ещё смеялись. Спорили, сам он ехал или нет за рулём. Радовались, что никто не стрелял, а только фотографировали нас из окон машин. И задавали друг другу сотни вопросов. Зачем столько охраны? От кого прячется премьер? Почему он так боится своих сограждан? Почему бы журналистам, освещающим весь путь, не написать о сотнях людей на трассе с рациями, о трёх «Ладах», о огромном кортеже, о показухе? Потом стало грустно и гадко. Мы понимаем всё. А ведь это стоит огромнейших денег! Прибавьте к этому самолёты для техники, зарплаты и командировочные, и так далее. Получится бюджет небольшого российского города на год. Да наш губернатор просто молодец, хотя бы потому, что ездит на уже не новой сотке тойотовской и не заливает байки об отечественном хламе. Не тратит наши деньги на кортежи и охрану и останавливается поговорить, если есть время.
Оригинал Автор: Семён Шифрин.