Письма во власть

Сотрудники ведущих российских музеев направили открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву с призывом выступить против законопроекта, касающегося передачи реликвий религиозного назначения Русской православной церкви.

В этом письме они обращаются к президенту как к гаранту Конституции и соблюдения законности в России, подчеркивая, что каждому гражданину должна быть обеспечена доступность к памятникам культуры его Отечества. Согласно Основам законодательства РФ о культуре, права человека в области культурной деятельности имеют приоритет перед правами государства и любых его структур, что подтверждает статья 9.

Однако новое законодательство, касающееся передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям, ставит под сомнение это несомненное право граждан. Учитывая, что практически все художественное наследие России связано с религиозной тематикой, предполагаемая передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование, может вывести эти ценности из культурного контекста и привести к их утрате.

Реставраторы и хранители древних ценностей призывают президента открыто высказать свою позицию против этой сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию страны. Ни один православный храм не может обеспечить должное сохранение икон и фресок, поскольку они становятся слишком хрупкими из-за состояния памятников и особенностей богослужений при большом скоплении народа и горящих свечах.

Печальный опыт утраты уникальных стенописей гениального Андрея Рублева в действующих соборах, таких как Успенский во Владимире и Успенский в Звенигороде, наглядно это подтверждает. Эти произведения искусства погибли от сырости, сквозняков и копоти от свечей. Под слоем грязи и копоти находится иконостас работы Рублева в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Существует возможность спасти его, если вынести из собора и восстановить в условиях музейного хранения.

Говоря о судьбе величайших памятников древнего искусства в условиях действующего храма, нельзя не отметить, что такая участь ожидает и все наше культурное наследие, если закон о передаче памятников культуры в церковное пользование будет принят. Иконы в музеях не только защищены от гибели, но и получают вторую жизнь через научную реставрацию, которая позволяет раскрыть истинный образ иконы. В то время как церковное «поновление» направлено на создание внешнего благолепия, что зачастую приводит к искажению оригинальных произведений.

В музеях идет кропотливый процесс научных исследований, который позволяет установить время и место написания икон, вписывая их в контекст духовных устремлений народа. Важно, что только в залах музеев иконы как культурные и духовные ценности становятся доступными для всех соотечественников, тогда как в храмах они сокрыты от неверующих и представителей других конфессий.

Наше общее прошлое – это достояние всего народа. Древние иконы, миниатюры и фрески формируют чувство национальной идентичности. Тысячи школьников и студентов ежегодно посещают музеи, знакомясь с наследием своей родины и унося с собой образы Древней Руси и вдохновляющие слова из Жития Сергия Радонежского: «Воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего».

С второй половины XIX века под эгидой государственной власти России древние иконы и другие предметы культа переходили в музейные собрания. За прошедшее время благодаря планомерной работе музеев был выявлен основной корпус древних памятников, понята история развития религиозного искусства в стране. Однако сохранность нашего художественного наследия составляет всего лишь 2% от созданного предками. Основная часть была утрачена в результате войн, пожаров и политических переворотов.

В церковной практике древние иконы не сохранялись должным образом; они выносились, передавались в отдаленные села или продавались. Начиная с 1653 года, в церквах заменялись целые иконостасы. Так, из Успенского собора Московского Кремля был вынесен иконостас 1481 года работы Дионисия и заменён новым. Аналогичная участь постигла иконостас во Владимирском Успенском соборе, связанный с Рублевым.

Утраты древних памятников больше не должно быть. Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного Исторического музея и других организаций подписали письмо, в котором призывают привлечь внимание к этой важной проблеме.

В числе подписавшихся: И.Л. Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения; Н.В. Бартельс, старший научный сотрудник; М.А. Бусев, член-корреспондент РАХ; О.Ю. Тарасов, доктор искусствоведения; Л.М. Евсеева, кандидат искусствоведения; О.А. Дьяченко, искусствовед; И.А. Коробейчук, художник-реставратор; Т.А. Герасимова, реставратор библиотечных и архивных материалов; С.Г. Зюзева, научный сотрудник; Н.В. Мартынова, старший научный сотрудник; Л.А. Дементьева, лауреат Госпремии РФ; О.Н. Мельникова, ведущий научный сотрудник; Л.П. Тарасенко, кандидат искусствоведения; Д.Д. Лотарева, заведующая сектором отд. реставрации. Всего письмо подписали 150 специалистов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы