В купе фирменного поезда «Тихий Дон», отправлявшегося в начале ноября 2017 года из Ростова-на-Дону в Москву, трое мужчин обмывали странную на вид медаль. В этой награде отчетливо проглядывали символы враждебных эпох — прусского железного креста, советской пятиконечной звезды и белогвардейского ордена Ледяного похода. Мужчины, находившиеся в состоянии пьяного куража, не спешили углубляться в детали. Награды исчезли так быстро, что не удалось узнать об их происхождении. Однако путь был неблизким, и постепенно, из обрывков фраз и откровенных разговоров, стала складываться цельная картина.
Эти трое мужчин вернулись после шестимесячной командировки в Сирию, заключив контракт с известной частной военной компанией «Вагнер». В официальных документах, разумеется, не упоминали ни позывного-псевдонима, ни имени его обладателя — Дмитрия Уткина, который, кстати, в тот же ноябрь возглавил ресторанный холдинг Евгения Пригожина, известного как «главный повар Кремля». Организация, нанявшая их, отказалась предоставить свое название, указав лишь на его изменчивость. Юридический адрес находится в подмосковном Красногорске, в районе военного городка Павшино. Срок контракта составляет от трех до шести месяцев, а его подписание происходит на базе ЧВК в Молькино.
Кандидаты проходят многостраничный документ, который остается в офисе компании. Общение с представителями средств массовой информации строго запрещено, поэтому в интервью они упоминаются как Сергей Ц., Геннадий Ф. и Степан М. Эти мужчины стали частью тех, кто завершил долгую войну на древних сирийских землях. 6 декабря 2017 года информационное агентство «Интерфакс» официально сообщит, что «Сирия полностью освобождена от террористов» и что все бандформирования ИГИЛ уничтожены. Но ни в одной из этих победных реляций не упоминается о вкладе рядовых бойцов частных военных компаний.
Место сбора: база «Молькино»
В районе хутора Молькино Краснодарского края находится 10-я отдельная бригада специального назначения ГРУ. К ней вплотную примыкает база ЧВК «Вагнер». Бойцы съезжались сюда со всех концов страны, и первым делом им предстояло пройти медицинскую комиссию и различные испытания. Сергей рассказывает: «Медкомиссия была, но отбор скорее визуальный: руки-ноги на месте — и вперед. Брали всех подряд, потому что ЧВК несла в Сирии большие потери». Также требовалось пробежать 3 км и отжаться 40–50 раз. Многие не сдали эти нормативы, но были зачислены. Более серьезным испытанием считался детектор лжи, который проходит каждый кандидат. Геннадий вспоминает, что из восьми человек в его группе только двое благополучно прошли полиграф.
Принятый на контракт личный состав распределялся по «бригадам». Эти бригады, в отличие от армейских, насчитывали всего от 300 до 400 человек, в зависимости от поставленных задач.
Перелет Ростов-на-Дону — Дамаск
25 апреля 2017 года бойцы вылетели из международного аэропорта Ростова-на-Дону обычным чартерным рейсом. Визу в паспорте не ставили, пограничники просто отметили вылет. В «Боинге» летело полторы сотни бойцов ЧВК, а через день-два прибывала вторая половина «бригады». В Дамаск бойцы летели в гражданской одежде, переодеваясь уже на сирийской базе. Военную форму везли с собой, а самой удобной считалась форма британского спецназа SAS.
Нефтяные поля Аш-Шаир
Контроль на аэропорту Дамаска бойцы ЧВК не проходили и сразу расселились по автобусам. «Рядовому составу никогда не говорят, куда мы едем и что будем делать», — говорит Степан. Их привезли в район нефтяных полей Аш-Шаир, где они провели три месяца, только через которые узнали, как это место называется. Жили в горной пустыне, и у некоторых, в том числе у Сергея, не было палаток. Первый месяц он жил на свежем воздухе, хотя в это время шли дожди и стояли холода. Позже им выдали казенные палатки.
В этом районе собрали три бригады ЧВК, то есть около тысячи человек. «Мы караулили горы», — говорит Геннадий. На противоположной горной гряде находились игиловцы, которых долбила авиация. Каждый день мимо них провозили бронетехнику — около 60 единиц. Подготовка к наступлению шла полным ходом, и в конце августа началось наступление на город Акербат.
Штурмы и штурм Акербата
Ударную силу бригады ЧВК принято называть «штурмы». В их распоряжении находились минометы, ПТУР, тяжелые пулеметы и автоматические гранатометы. Боевой состав бригады составлял около 200 человек, имеющих боевой опыт. Остальные — штабные ребята, обслуга и личные водители командиров. Командовали бригадами отставные сотрудники спецназа.
По рассказам Геннадия, «сирийский начальник предложил несколько танков, так как для них не было экипажей». В атаку первыми всегда шли «штурмы», за ними следовал взвод тяжёлого вооружения. Противник устанавливал ловушки и позволял им взять несколько селений до самой Акербата, где бои шли за каждый дом. «Акербат брали только российские бригады ЧВК», — утверждает Сергей. По его словам, сирийцы подошли на финальной стадии, чтобы «сняться для теленовостей».
Официальная сводка о взятии Акербата
Бойцы ЧВК «Вагнер» уверяют, что Акербат они захватывали самостоятельно, тогда как официальная версия утверждает обратное. По сообщению Минобороны России, «2 сентября 2017 года подразделения сирийских правительственных войск при поддержке ВКС России освободили стратегически важный город Акербат». Но в данной сводке роль ЧВК не была упомянута.