По данным источников, на прошлой неделе 4-й отдел по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета Чечни возбудил уголовное дело по статье 277 УК РФ — «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Речь идет о расследовании неудачной попытки покушения на жизнь главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, которое готовилось весной прошлого года на территории Ножай-Юртовского района Чечни.
Все задержанные были выходцами из тейпа Беной; среди них — как известные чеченские фамилии, так и родственники высокопоставленных чиновников, включая самого Кадырова. В частности, был задержан двоюродный брат племянника главы Чечни Ислама Кадырова — Валид Яхиханов. Согласно информации, Валид, используя близкие отношения с Исламом Кадыровым, получил секретный номер телефона главы региона, известный лишь ограниченному кругу приближенных к Рамзану Кадырову людей. Этот номер Валид передал Бадруди Ямадаеву, одному из двух оставшихся в живых братьев Ямадаевых.
Ямадаевы — не менее знаменитый чеченский клан, чем Кадыровы. Выжившие братья считают Кадырова виновным в убийстве депутата Госдумы от ЧР Руслана Ямадаева и командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. На протяжении многих лет Бадруди считается самым опасным врагом Кадырова. По информации источников, когда Кадырову на его личный номер позвонил Бадруди, он пришел в шок.
В результате оперативного и жесткого внутреннего расследования удалось выявить источник утечки — Вахида Яхиханова. Он сдал информацию о готовящемся покушении, которое планировалось в селе Беной. Ислам Кадыров, появившись на совещании правительства ЧР с гипсом на обеих руках, также стал символом давления, оказанного на его семью.
В селе Беной у Кадырова располагается огромная резиденция. В ходе тщательной проверки там было обнаружено заложенное взрывное устройство большой мощности. Более того, стало известно, что одновременно готовились нападения на резиденции главы Чечни в нескольких крупных населенных пунктах, включая Грозный. У заговорщиков было изъято множество современного стрелкового оружия, гранатометов и взрывчатки.
Одним из первых, кто пострадал из-за этой ситуации, стал глава РОВД Ножай-Юртовского района Нажуд Гучигов. Его знали во всем мире благодаря принудительной женитьбе на несовершеннолетней жительнице села Байтарки. Гучигова обвинили в непрофессионализме и сняли с должности, в результате чего он лишился всех своих привилегий.
«Беноевский» заговор против Кадырова стал одной из самых масштабных попыток физического устранения главы Чечни и его ближайшего окружения. Информация о заговоре тщательно скрывалась, особенно накануне выборов главы республики, когда Кадыров стремился предстать перед Москвой уверенным победителем. Однако, сведения о столь масштабном заговоре могли сильно повредить его репутации, которая, казалось бы, основывалась на «единогласной» поддержке населения. В то время как в республике назревал конфликт даже среди местной элиты.
В этом контексте стоит отметить и вторую причину нетипичной для Кадырова сдержанности. Заговорщики принадлежали к тому же тейпу и были выходцами из уважаемых семей, которым Кадыров позволил управлять республикой. Радикальные меры лишь усугубили бы внутренний конфликт. Поэтому многие заговорщики были жестоко наказаны, но их жизни сохранили.
Тем не менее, отрешенность от практик коллективной ответственности привела чеченскую власть к решению использовать в качестве средства возмездия российский закон. Как бы это ни звучало парадоксально, но дотянуться до организаторов покушения позволяло лишь Уголовное законодательство Российской Федерации.
Первым шагом в этой «операции возмездия» стало официальное признание Кадыровым факта покушения. 16 сентября, накануне выборов, когда его победа была уже неизбежна, Кадыров дал интервью чеченским СМИ. В ходе беседы прозвучал вопрос, который задала чеченская журналистка: «На вас готовилось покушение или нет?» Кадыров подтвердил: «Да, были моменты, но вовремя сработали сотрудники службы безопасности. Не удалось реализовать планы преступников. Не стоит придавать этому значения, если будем постоянно ожидать угроз, жизнь остановится».
В это же время МВД ЧР продолжало проводить комплекс оперативно-разыскных мероприятий для установления роли братьев Ямадаевых в покушении. Информацию о происходящем подтверждает фактическое возбуждение уголовного дела по ст. 277 УК РФ.