Сергей Гуриев: «Так долго продолжаться не может»

Кафе Daguerre, где мы встретились с Сергеем Гуриевым, находится недалеко от Парижской школы экономики, где уже более трех лет работает его жена Екатерина Журавская. В 2009 году она, испытывая меньший оптимизм по отношению к российским властям, решила найти постоянную работу в западном университете. «Она выдающийся экономист и может получить работу в любом европейском городе», — отмечает Гуриев без лишней скромности.

Сам он, также признанный экономист, уезжать из России не собирался (в феврале 2009 года его включили в первую сотню кадрового резерва президента Медведева). На семейном совете решили подавать заявку в университет, чтобы Гуриев мог удобно прилетать к семье на выходные, а жизнь в новом месте не была слишком дорогой. Париж оказался оптимальным выбором.

Пока мы ждем официанта, Гуриев советует прогуляться по улице Дагерр: здесь можно найти все, что предлагает Франция — гастрономические лавки, модные бутики и ресторанчики на любой вкус. После новостей о его отставке из РЭШ предложения о работе от лучших университетов мира не заставили себя ждать. «Но мои дети категорически не хотят покидать Францию, и я могу их понять», — делится он. Преподавательскую вакансию в парижском университете Science Po он нашел еще до появления слухов в прессе.

Дочери Гуриева и Журавской 11 лет, сыну — девять. Родители объяснили детям, почему отец решил остаться за границей. «В любом случае тут все знают про эту историю, — добавляет экономист. — Меня уже узнают на улицах. Я стал известным человеком. Это не очень хорошо. Это не моя цель, у меня другая работа».

Гуриев долгие годы трудился в РЭШ — признанном международными рейтингами лучшем экономическом институте СНГ, который занимает 27-е место среди 1500 лучших факультетов экономики. По его словам, успех РЭШ во многом обязан видению Валерия Макарова — директора Центрального экономико-математического института РАН, основавшего РЭШ в 1992 году и ставшего ее первым ректором. В 2004 году его на этом посту сменил 34-летний Гуриев, который ранее работал в РЭШ с 1998 года вместе с Журавской.

Оба учились в США: Гуриев вернулся после постдока в MIT, а Журавская — после PhD в Гарварде. Параллельно супруги начали сотрудничество с Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП), на основе которого позднее был создан Центр экономических и финансовых исследований и разработок, который в 2005 году присоединился к РЭШ.

«РЭШ и РЕЦЭП предложили нам работу, потому что это были единственные организации в России, которые хотели нанимать исследователей международного уровня. Мы не искали работу за границей, так как считали, что можем принести больше пользы в России», — резюмирует Гуриев.

В Париже жарко, надвигается гроза. Мне подают швепс со льдом, а Гуриеву — пиво с лимоном. Немного поколебавшись, он заказывает к пиву тарелку картошки фри и признается, что давно этого не делал, так как дома все придерживаются здорового питания. Я спрашиваю, как Гуриев отреагировал на высказывания министра экономического развития Андрея Белоусова, своего давнего оппонента в спорах об экономической политике.

Оцените статью
Ритм Москвы