Договор – все. Что это значит?

Сегодня, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией. В последний год руководство республики неоднократно поднимало вопрос о необходимости продления соглашения, однако федеральный центр не проявил интереса к данной теме. В результате возникает правовая коллизия.

ЧТО ЗА ДОГОВОР ТАКОЙ?
До этого момента Татарстан и Россией связывали договорные отношения. Первый договор о разграничении полномочий был подписан 15 февраля 1994 года. Его подписали Борис Ельцин и Виктор Черномырдин с одной стороны, и Минтимер Шаймиев с конституционным советником Сабировым с другой. В документе Татарстан объявлялся государством, объединённым с Россией. В соглашении прописано, что Татарстан имеет право на свою Конституцию и законодательство, может устанавливать и взимать республиканские налоги, вводить республиканское гражданство, поддерживать отношения с другими субъектами РФ и зарубежными государствами, а также создавать Национальный банк и самостоятельно заниматься внешнеэкономической деятельностью. Органы государственной власти республики имели право решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, обозначенными как «исключительное достояние и собственность народа Татарстана». В 2007 году, когда срок действия первого договора истек, был подписан новый документ, и это произошло не без трудностей. Глава верхней палаты парламента Сергей Миронов наложил вето на договор, и его удалось принять только со второй попытки. В новой редакции «потерялись» финансовые преференции, такие как сниженный процент налоговых отчислений в федеральный центр. К тому же нефть и другие природные ресурсы уже не именовались «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». Однако в документе были определены два государственных языка — русский и татарский, а также установлена необходимость знания обоих языков высшими должностными лицами республики. Татарстан также имеет право на свои вкладыши в паспорт с гербом республики. Таким образом, былой суверенитет переместился из экономической плоскости в символическую.

КОГДА ИСТЕКАЕТ?
Интересно, что точная дата истечения срока действия договора определить было непросто. Второй договор, подписанный Минтимером Шаймиевым и Владимиром Путиным 26 июня 2007 года, был заключен сроком на 10 лет. Логично было бы считать, что его действие закончилось в июне этого года. Однако возник вопрос, с какого момента отсчитывать десятилетие, упомянутое в документе. После детального анализа депутат Госсовета РТ Николай Рыбушкин установил точный срок истечения — 11 августа 2017 года.

КАКОВА ПОЗИЦИЯ РУКОВОДСТВА ТАТАРСТАНА?
Республика на протяжении года поднимала вопрос о необходимости продления договорных отношений. На последней сессии перед каникулами депутаты Госсовета РТ обратились к президенту России Владимиру Путину с призывом «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам». Документ, за который парламентарии проголосовали единогласно, был отправлен главе государства 11 июля, однако ответ из Москвы пока не поступил. Судя по всему, обращение было проигнорировано. Интересно, что в период неопределенности республиканские власти неохотно говорили о договоре, порой выражая раздражение и досаду.

А ЧТО ГОВОРЯТ В МОСКВЕ?
Администрация президента не собиралась продлевать договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Как сообщают источники, близкие к администрации, Кремль не намерен заключать новый договор, описывающий особые полномочия региона. Казань, желая сохранить действующий договор, понимает, что федеральный центр резко против этого, и местные власти пытаются выторговать для себя преференции, например, право сохранить наименование высшего должностного лица Татарстана, которое остаётся «президентом». Республика — единственный субъект с таким статусом.

ЧТО БУДЕТ?
В случае отсутствия нового договора возникнет правовая коллизия, считает председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. По его словам, Конституция Татарстана была принята на год раньше, чем российская Конституция. «Наша Конституция говорит, что мы обладаем суверенитетом в рамках делегированных российской Конституцией полномочий. Этот договор легитимен — согласно 11-й статье российской Конституции», — объяснил он. «У нас есть статья 123, в которой указано, что первая статья о суверенитете не может меняться парламентом, а только на референдуме. Это и есть правовая коллизия, которую необходимо обсудить с федеральным центром.

А ЧТО ДУМАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ?
Среди жителей республики нет единого мнения относительно главного политического вопроса этого года. Как показали дебаты, у договора есть как сторонники, так и противники, а также те, кто занимает нейтральную позицию. Серьёзных социологических исследований на эту тему в республике не проводилось.

КАК ЭТО СКАЖЕТСЯ НА ЖИТЕЛЯХ РЕСПУБЛИКИ?
Пока последствия отказа от договорных отношений видятся исключительно политическими, что может повлиять на жителей республики самым непредсказуемым образом. Это может привести к кардинальным переменам в федеративном устройстве страны и перераспределению собственности в республике, либо не вызвать никаких изменений для граждан. Ясно одно — Татарстан фактически утратил особый статус, которым обладал с 1994 года.

Автор: Антон Райхштат
Фотографии: Михаил Захаров, Антон Райхштат, архив Правительства и Госсовета РТ

Оцените статью
Ритм Москвы