В подвале особняка в Ольгино молодые офисные работники занимаются тем, что обычно не считается работой: сидят в интернете, пишут посты в блогах и комментарии к статьям в СМИ. Не бесплатно, конечно: зарплата — от 25 тысяч в месяц. Корреспондент отправился на собеседование в агентство, которое снабжает подставными комментариями большинство популярных сайтов страны.
Район Ольгино расположен всего в 15 минутах езды на электричке от «Старой деревни». С перрона открывается вид на четыре четырехэтажных особняка в финском стиле. У входа дежурят охранники в деловых костюмах, строго смотрящие на незнакомца. Я звоню Алексею, чей номер указан в объявлениях. Такое радушие редко встретишь на собеседовании: молодой человек проводит меня в свой кабинет, еще не полностью обставленный после переезда, интересуется, «как доехали» и «удобно ли сидеть», почти ничего не спрашивая о сути вакансии, лишь печатает анкету о приеме на работу.
Алексей Сосковец — молодой бизнесмен, организатор праздников и «мэр» Комитета по молодежной политике на «Форсквере». В 2013 году его «Северо-Западное агентство услуг» выиграло 17 конкурсов на проведение праздников, форумов и спартакиад для органов власти Петербурга. В половине конкурсов агентство участвовало единолично. Все бюджетные средства на маленькие праздники были отданы фирме «Нева энтертейниент», где Алексей, по данным открытых источников, значится руководителем проектов. Летом 2013 года «Северо-Западное агентство» выиграло конкурс на транспортные расходы участников лагеря «Селигер». Журналисты подсчитали, что стоимость бензина для доставки одного активиста обошлась бюджету в 1800 рублей, хотя при среднем расходе бензина это должно было бы составить 300 — в шесть раз меньше.
— Когда-нибудь пользовался «Яндекс.Маркетом»? — интересуется Алексей.
— Я там отзывы на электронику читаю.
— Так вот, представь, что тебе заказали отзыв про фен «Электролюкс», только этот фен — политический. Общение с работодателем прерывает властный возглас женщины из соседнего кабинета: «Паспорт в первую очередь сделай!»
«Понимаешь, — говорит Алексей, — у нас в комплексе особый режим безопасности, охрана требует ксерокопии документов». Спешно выкидываю из паспорта журналистские визитки, перечеркиваю выдуманную фамилию в анкете, заменяю на настоящую и отдаю документы Елене — брюнетке около 40, очевидно, на руководящей должности. Нервозность Елены объяснима. На прошлой неделе потенциальная сотрудница «Агентства интернет-исследований» Наталья Львова отказалась писать посты об оппозиционере Алексее Навальном и рассказала об этом в сообществе «Просто выборы» в «ВКонтакте». В агентство могли прийти журналисты и разоблачить схему с подставными блогами в «Живом журнале».
С полной уверенностью, что Елена пробьет имя из паспорта в интернет-поисковике и серьезные ребята в костюмах займутся незваным гостем, я все-таки отправился выполнять тестовое задание. Подвал с маленьким окном, где мелькают охранники. За компьютерами — пять соискателей, а также два журналиста и молодая оппозиционерка, которые якобы пришли устраиваться. Напротив сидит бригадир, как выяснилось позже — из профсоюза Морской академии.
— Первое задание: пишите про новый закон об образовании и не забывайте вставлять ключевые слова про Навального! — командует бригадир.
— При чем здесь Навальный? — спрашиваю я.
— Ой, то есть не Навальный. Понимаете, у нас был «ситуэйшн», и, в общем, мы даем тестовое задание не такое, как на работе. Пишите, что хотите… Пишите три дня про закон, хорошо или плохо…
Бригадир уходит, двое ребят открывают онлайн-игры. Они приезжают сюда второй день, чтобы писать хвалебные отзывы закону в одних ЖЖ и критиковать его — в других.
— С ума сойти можно, — говорит один.
— Нам говорили, что нужно будет вести четыре ЖЖ, писать на городские форумы и комментировать СМИ. Наши посты никто наверху не читает, я тупо копирую тексты из «Википедии».
— Наверное, три дня нужно, чтобы проверить нас, — соглашается другой.
На рабочем столе лежат файлы со ссылками на опубликованные здесь посты. Это более шестидесяти текстов про Алексея Навального в ЖЖ, критика его спонсоров на городских форумах (в том числе на форуме «МР») и полторы сотни критических «комментов», посвященных скандалу с журналом «Форбс». Редакцию обвиняют в том, что в мае 2013 года она напечатала статью о богатстве петербуржца Сергея Соловьева. Сам герой утверждает, что работает простым менеджером и не давал никаких интервью. В результате от него ушла жена. Особое место занимают опусы о преимуществах российского кино над американским и классика о «тупых янки». От производимого здесь контента веет скорее психлечебницей, чем офисом в финском стиле: «Алексей Навальный — Гитлер нашего времени». «Каждый американский фильм — непотребная картина для населения именно Америки, такого же непотребного народа». «Сборище хипстеров <...> насмотрелись по ТВ, как в лихие для России годины творческая интеллигенция поднялась и теперь жирует. Тоже хотят примкнуть к этой своре нахлебников». И так далее.
С конца сентября в Ольгино со «Старой деревни» начнут ходить служебные автобусы для интернет-троллей. Будет видно, как они уезжают в свой подвал выполнять очередной заказ. Я тихо прошмыгнул мимо охраны и покинул офис агентства. Алексей позвонил через полчаса: «Вы случаем не оппозиционер?»
— Нет.
— Хорошо, мне просто интересно, откуда люди приходят.