На минувшей неделе по новостным ресурсам прошла информация о празднике в управлении федеральной службы исполнения наказаний, ссылаясь на пресс-службу ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю. В Соликамском отделе ГУ ФСИН РФ по Пермскому краю отметили 75-летие Усольлага — одного из первых лагерей системы ГУЛАГ. «В январе 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время. Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам», — отметил заместитель председателя краевого совета ветеранов ГУФСИН России по Пермскому краю Сергей Ерофеев.
Персонал УФСИН по Пермскому краю отмечал 75-летие Усольлага в здании бывшего управления лагеря. Краевые новости показали небольшой сюжет, посвященный этому событию: «Сегодня исполнилось 75 лет с момента основания Усольского управления лесными исправительными учреждениями. В честь памятной даты, в бывшем управлении Усольлага состоялось торжественное мероприятие». В сюжете упоминается, что за время существования управления было обработано 100 млн кубометров древесины. Для гостей на юбилее Усольлага играла живая музыка — саксофонистка.
В целях независимого анализа представляем краткий исторический обзор, чтобы осмыслить этот «юбилей» и оценить в полной мере его значение.
Холод февраля 1938 года стал началом формирования железной дороги от станции Усольская до Соликамска силами заключенных ГУЛАГа. «С середины 1937 года система мест заключения оказалась в новых условиях. Власть развязала массовый террор в самых жестоких формах», — говорится в ряде монографий. Число расстрелянных увеличилось с 1 118 в 1936 году до 353 074 в 1937 году. В местах заключения хлынул невиданный поток людей. За 9 месяцев (с 1 июля 1937 года по 1 апреля 1938 года) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, перевалив за 2 миллиона.
Во второй половине 1937 года и в 1938 году карательная функция мест заключения стала важнейшей для руководства страны. Первым следствием новой репрессивной политики была организация сразу семи лесозаготовительных лагерей. В декабре 1937 года и январе-феврале 1938 года наблюдалось резкое увеличение смертности среди заключенных в новых лагерях.
По отчетным данным, в декабре 1937 года общая смертность новообразованных лагерей составила 2415, в январе 1938 года — 3 343, в феврале — 3 244. Это составляло в среднем чуть меньше половины заключенных, числившихся умершими за этот период по всем лагерям. За первые полгода существования Усольлага более 12,5 тысяч человек погибли, и только проделанный труд отображает тяжелые условия, в которых находились заключенные.
Для меня лесные лагеря 1938 года имеют особое значение. Мой прадед, Василий Алексеевич Царев, умер в Вятском ИТЛ спустя 4 месяца после осуждения на 10 лет. Сравнивая с концлагерями Рейха, где за весь 1938 год умерло 1 406 человек, можно видеть, что в абсолютных цифрах только в лесных лагерях ГУЛАГа за полгода погибли в 9 раз больше.
Новые лесные лагеря, в том числе и Усольлаг, оказались в 1938 году временными лагерями смерти. В некоторых лагерях смертность достигала катастрофических уровней. К примеру, в Каргопольском лагере умер каждый шестой-седьмой заключенный.
Статистические данные, фиксирующие уровень смертности, показывают, что лесные лагеря в невоюющем СССР были намного более смертоносными, чем лагеря нацистской Германии. Это предоставляет представление о масштабах катастрофы в мировом контексте.
И что же мы празднуем в таком случае? Юбилей Усольлага отмечается с помпой, в то время как реальная картина тех лет остается за кадром. Упоминается о традициях, заложенных в Усольском ИТЛ, но не говорится о смерти и страданиях, которые пережили заключенные.
Таким образом, мы можем видеть, что юбилей Усольлага вызывает множество вопросов и требует более глубокого осмысления с учетом исторических фактов и трагедий, произошедших в те годы.