Сегодня Санкт-Петербург простился с выдающимся писателем-фантастом Борисом Стругацким. За час до начала траурной церемонии у входа в «Манеж» уже собралось множество поклонников его творчества. В руках у них были цветы, а на глазах — слезы. Целая эпоха уходит, так говорят те, кто знал Бориса Натановича лично, и те, кто ценил его культовые фантастические романы и повести.
«Пикник на обочине», «Трудно быть Богом», «Волны гасят ветер» — эти произведения стали классикой современной научной и социальной фантастики и навсегда останутся в памяти читающих, как и их авторы, отметил председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов: «В студотрядах мы общались исключительно цитатами из того «Понедельника», который «начинается в субботу». Кадавр-неудовлетворённый-желудочно — так мы обзывали друг друга. Мы жили Стругацкими. Они были частью нашей жизни и известны по всей стране и за ее пределами».
Венки от президента России Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и главы «Роснано» Анатолия Чубайса говорят о значимости Бориса Стругацкого. Рядом — венок от Михаила Ходорковского. Прощаться с гениальным фантастом пришли сотни людей разных возрастов, гордо называющих себя учениками писателя. «Он до последних дней руководил журналом «Полдень 21 век», где занимал пост главного редактора. Сделано немало, но Борис Натанович, нам очень будет не хватать вас», — сказал Сергей Арно, директор фонда Аркадия и Бориса Стругацких.
На гражданской панихиде Арно сообщил о готовящихся документах, позволяющих назвать одну из улиц города в честь братьев. Губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко, заскочивший на пятнадцать минут в «Манеж» с букетом роз, подтвердил, что имя писателей будет увековечено. Какую именно улицу назовут в честь Стругацких, решит топонимическая комиссия.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, оправдываясь перед журналистами за опоздание на брифинг, отметила, что не могла не проститься с человеком, чьи книги она читала в юности. «Почти все прочитала, я думаю», — добавила она.
Тело писателя выносили из здания «Манежа» под аплодисменты. Так обычно провожают в последний путь «гениев от искусства». Однако похорон, как не будет и могилы у Бориса Стругацкого. Писатель оставил просьбу о кремации после смерти. Точно так же поступил и его старший брат Аркадий, скончавшийся в 1991 году — его прах был развеян с вертолета над Московской областью.
На следующей неделе аналогичная траурная церемония, предположительно, состоится в воздухе над Пулковскими высотами, где в свое время работал и наблюдал за небом легендарный фантаст и профессиональный астроном.
Борис Стругацкий ушел из жизни в понедельник в результате тяжелой болезни, ему было 79 лет.
