Сегодня на Триумфальной площади Москвы оппозиционные силы провели акцию в защиту 31-й статьи Конституции России. Один из представителей «Народной дружины», отряд которой находился на Триумфальной площади, заявил: «Они нарушают закон, потому что на них неприятно смотреть». Прапорщик полиции Корнеев не смог объяснить, почему он нарушает законодательство РФ.
На этом, в целом, главные события закончились. Из разговоров полицейских стало известно, что задержанных отвезли в Тверское УВД. Основная же масса собиравшихся на площади разошлась своим ходом.
Из метро обратно вытеснили только что всех, кого с таким трудом туда затолкнули. На Тверской уже больше никого нет, только прохожие и много полицейских, которые сидят, главным образом, в своих автобусах.
Задержали точно не всех, участвовавших в акции, это заметно. Но всех, кто оставался, оттеснили в метро. Наш корреспондент остался наблюдать за тем, что будет происходить дальше на площади.
Последних участников протеста задерживают, применяя болевые приемы, но все уже, в принципе, закончилось. Кого нужно было, всех задержали и рассеяли.
Отъехали первые два автобуса с задержанными. По всей видимости, участников акции зажали в «Шоколадницу», откуда по одному перетаскивали в автобусы. Практически всех, кого хотели взять, полицейские уже задержали. Солдаты в черной форме дозачищают улицу от собравшихся, прессу, похоже, не трогают.
Улица наглухо перекрыта ОМОНом с двух сторон, всех забирают и заталкивают в автобусы довольно жестко.
Полицейские перетаскивают протестантов за руки и за ноги и запихивают в автобусы. В мегафон объявляют: «Вы нарушаете правила дорожного движения», при этом никто на проезжей части не находится.
Из автобусов неожиданно выскочили омоновцы и отсекли всех оставшихся от удаляющихся по Тверской участников акции. Начались задержания. Заталкивают в автобусы всех, кто принимал участие в акции.
Эдуард Лимонов в сопровождении своих охранников встал и пошел в сторону гостиницы «Пекин»; полицейские беспрепятственно пропустили его. Лимонов сел в черную «Волгу» и уехал. Остальные участники акции двинулись колонной в сторону центра.
Группа протестантов с Удальцовым во главе переместилась от метро и присоединилась к своим соратникам, сидящим вместе с Лимоновым.
Возле группы с Лимоновым новый полицейский с мегафоном — не унылый, а веселый. Чувствуется, что его забавляет происходящее.
Такое впечатление, что полиция берет протестантов измором. В той группе сидящих, что у метро, энтузиазма поубавилось. Лозунги кричат вяло, и видно, что устали уже.
В лимоновской группе один человек начал читать стихи, почти не разобрать слов. На площади много сотрудников правопорядка в штатском и с камерами.
zyalt считает, что никого, по-видимому, задерживать и не собираются. Люди сидят, плотно сцепившись, и без травм их растащить не получится. У Соловецкого камня на Лубянке уже был скандальный прецедент, когда девушке сотрудники полиции сломали руку.
Ситуация никак не меняется. Такое ощущение, что полицейские ждут какого-то сигнала. Из подслушанного разговора двух сотрудников правопорядка в штатном: «Вот, только сидеть и орать умеют. А работать кто будет?»
К группе сидящих вместе с Лимоновым подошел человек с ксерокопией паспорта и прилюдно порвал ее со словами: «Прощаюсь с российским гражданством». Никакого особого эффекта это не возымело. Странная акция.
Все по-прежнему спокойно. Вокруг Лимонова стоят несколько крепких ребят, которые никого к нему не подпускают.
Полиция и на другом углу никого из сидящих не трогает. Оттесняют только прессу. Люди с портретом Ганди и бубнами развернули еще плакат «Россия без насилия. Общество поклонников Ганди и Толстого».
Как ни странно, никого не забирают; полиции много, но никаких действий против собравшихся она не предпринимает. Полицейского, говорящего в мегафон, еле слышно из-за громких криков протестующих.
Участники акции держат много плакатов с карикатурами на Путина и Медведева. Только что скандировали: «Мы ненавидим правительство».
На противоположном углу площади сидит более многочисленная группа с Лимоновым. На них всех натянута какая-то синтетическая штуковина с надписью 31, видимо, чтобы их сложнее было задерживать. Но полиция пока только нудно просит в мегафон не мешать прохожим.
В другой группе протестующих сидит Эдуард Лимонов. У нашего корреспондента первые потери: в полицейской зачистке сломали объектив.
Люди, которых оттеснили к метро, принялись хлопать в ладони по примеру белорусских оппозиционеров.
У входа в театр появились трое людей с портретами Ганди и двумя, кажется, большими бубнами, в которые они бьют.
Только что полковник полиции предложил «зачищать толпу».
У сидящих бастующих есть крупно распечатанная на принтере статья Конституции о свободе собраний. Есть еще плакаты с надписями «МБХ УДО» и «ВВП — СИЗО».
Продолжается сидячая забастовка на углу, туда просто не пробраться из-за того, как полицейские всех теснят. Но там точно еще никого не забирали.
Полицейский на вопрос, за что так жестко с людьми, ответил просьбой: «Уходите отсюда ради Христа».
На углу оказались человек пятнадцать, в их числе Сергей Удальцов, они скандируют «Свободу собраний!». Они сидят, и их пока не забирают. Полицейские продолжают всех оттеснять уже жестче. Только что упал человек с камерой, людей очень жестко прессуют теперь.
На углу возле входа в метро явно что-то уже начинается, журналисты все подняли камеры над головами.
Участников акции с плакатами и символикой «31» становится все больше, но пока они стоят отдельными группками по два-три человека, полиция ничего не предпринимает.
Модно одетый и загорелый мужчина с бумажным стаканчиком кофе в руке прошел мимо, удивленно бормоча: «Что это? Что тут происходит?»
zyalt сообщил о первом задержании мужчины с плакатом.
Парень в одежде с анархистской символикой распевает песни под гитару, пока его не задерживают.
zyalt сообщил, что на этот раз Лимонова предварительно не задерживали, и он движется к месту проведения акции. Люди продолжают возвращаться на места, откуда их периодически сгоняют полиция под предлогом того, что они мешают проходу граждан.
Первая зачистка была какой-то бессмысленной — все вернулись на свои места. И тут же полиция стала теснить по новой.
Собравшихся уже стали медленно вытеснять с угла Садового и Тверской, и прессу тоже. Пока, главным образом, уговорами.
Появляются первые люди с символикой «31», милиционер с мегафоном стал призывать граждан не собираться и не препятствовать проходу других.
К площади стянуто огромное количество полицейских, установлены многочисленные загородки, впервые к пресечению акции привлекли внутренние войска. Замечен генерал ВВ в камуфляжной форме, есть солдаты в малиновых беретах. Собралось много корреспондентов, присутствуют некие дружинники в штатском с соответствующими повязками на руках. Пока ничего не происходит.
