В последние две недели слово «Бук» стало центром обсуждений в блогосфере. О боевых возможностях этой системы активно спорят даже те, кто ещё вчера воспринимал зенитные ракетные комплексы как «загородные развлекательные комплексы». Подробно задокументирован маршрут движения трейлера с загадочным грузом, который сначала не заметили, потом обратили внимание, а затем и откорректировали с помощью фотошопа. Споры накаляются, но при этом никто не задаётся вопросом: «Для чего его вообще туда привезли?» Понятно лишь, что его срочно увезли, но зачем он изначально понадобился? Вы полагаете, что ответ прост: для обеспечения ПВО сепаратистов. Однако лёгкие переносные ЗРК не всегда справляются с задачей, так как их максимальная высота перехвата — до 3-3,5 км, а боевая часть весом менее 1,5 кг иногда не обеспечивает должного воздействия. Именно поэтому потребовалось нечто более мощное.
На вооружении Сухопутных войск России имеется как минимум 5 типов самоходных ЗРК малой дальности («Оса», «Стрела», «Тор», «Тунгуска», «Панцирь»). Если исключить весьма устаревшую «Стрелу», остаются четыре типа ЗРК, способных уничтожать противника на дальностях 8-12 км и высоте 5-6 км (у современного «Панциря» с ракетой 57Э6 — соответственно 20 и 10 км), с боевыми частями в 10-15 раз более мощными, чем у переносных ЗРК. Для задач, стоящих перед вооружёнными отрядами донбасских сепаратистов, больше и не требуется. Боевые вертолёты не поднимаются выше 4-5 км. Штурмовик Су-25 способен взлететь на 7 км, но что он может там сделать? Пушка не достанет до земли, противотанковые ракеты не долетят, НУРСы не достигнут цели, управляемые бомбы ограничены системой лазерной подсветки (8 км), а сброс свободно-падающих бомб с 7 км — это не война, а «утилизация боеприпасов». Перекрытие зон поражения авиационного вооружения и ЗРК поля боя проектировалось именно так.
Конечно, никто и не мог себе представить, что стрелять придётся по своим «грачам» (Су-25) и «крокодилам» (Ми-24). При разработке техзадания на зенитный комплекс использовались данные американских самолётов, которые в те времена не отличались от наших. ЗРК «Бук» — это совершенно другая система, другого уровня. И не случайно одна только СОУ весит 35 тонн, а для транспортировки на большие расстояния используется специальный трейлер. Даже «старый» комплекс 9К37М1 способен перехватывать цели со скоростью 800 м/с на дальности 35 км и высоте до 22 км. Современный «Бук-М2» может на дальности 50 км уничтожить цель, движущуюся со скоростью 1100 м/с, что позволяет перехватывать малозаметные низколетящие крылатые ракеты и баллистические ракеты малой и средней дальности.
Неужели такая система понадобилась для борьбы с дозвуковым штурмовиком Су-25 и устаревшим транспортником Ан-26? Может быть, «Бук» выбрали за его большой радиус действия? Две-три СОУ — и весь Лугандон прикрыт от ударов с воздуха. Эта логика имеет смысл, но она напоминает подходы к построению систем ПВО 50-х годов. Позже стало понятно, что дешевле и эффективнее охранять конкретные объекты, а не бескрайние пространства. В любом случае, указанные ЗРК малой дальности на вооружении Сухопутных войск РФ превышают 1500 единиц, и сопоставимое количество комплексов может тихо зарастать бурьяном на тыловых базах, так как других фронтов, кроме «новоросского», у нас нет. Поэтому проблем с отправкой в «ДНР» десятка «Ос» или «Тунгусок» возникнуть не должно.
Существует три теоретических версии о появлении российского «Бука» в зоне донбасского конфликта: a) Сдуру. Схватили первое, что попалось под руку, привезли и отрапортовали. Отличная версия! «Не надо искать злого умысла там, где всё может быть объяснено обыкновенной глупостью». b) Привезли именно «Бук», чтобы затем объяснить его использование сепаратистами. Официальные лица сообщали, что сепаратисты захватили украинскую часть ПВО, где был «Бук». Каково было состояние этого трофея — никто не знает, и это открывает возможности для «перевода стрелок». c) «Бук» привезли, чтобы поразить цель, летящую на высоте более 10 км (например, пассажирский самолет). «Если звёзды загораются, значит, это кому-нибудь нужно». Пассажирские самолёты и зенитные ракеты сосуществуют на одной планете более 60 лет, и случаи их встречи были, но чрезвычайно редко. Слишком редко, чтобы случайное столкновение первого и единственного ЗРК с пассажирским самолётом можно было объяснить лишь глупостью.