Дорогие режиссеры! Снимите уж наконец фильм о том, как Сталин с Берией выигрывают войну. Ведь вся страна ждет. И чтоб в конце фильма была такая сцена, как Сталин за полгода до смерти говорит: «Чую, Лаврений, в Ленинграде родился мальчишка, который спасет страну». Это и будет исторической правдой, потому что ни на какую другую историческую правду здесь уже не согласятся.
Ситуация с фильмом «Служу Советскому Союзу», который вызвал гнев самого Мединского, на первый взгляд может показаться продолжением истории с намечавшимся на 7 мая показом фильма «Четыре дня в мае». Но это лишь на первый взгляд. На самом деле эти фильмы концептуально различны, и относиться к ним нужно по-разному.
Если в «Четырех днях» русский солдат изображается как варвар на фоне культурных и внутренне благородных немцев, то «Служу Советскому Союзу» безбожно идеализирует простых граждан страны, представляя любого уголовника как истинного патриота, подготовленного не хуже Рэмбо.
В отношении «Четырех дней» я отмечал, что культ Победы в СССР, а затем и в России – это прежде всего прославление государства, но ни в коем случае не воина-победителя. Для того, чтобы гражданин России чувствовал свою безмерную ничтожность, государство ведет двойную пропаганду: во-первых, нам прямо или косвенно нахваливают полководческий гений Сталина и Жукова, во-вторых, показывают фильмы, дегоризирующие народ-победитель. Первый сюжет показывает зрителю, как он мелок и ничтожен, а второй – то же самое.
Ситуация с «Служу Советскому Союзу» прямо противоположная – там объектом дегероизации стал не народ, а режим. Режиссер Александр Устюгов покусился на святое: на НКВД, на саму концепцию государства, охраняющего свою безопасность от нас с вами. Беда в том, что эта античеловеческая концепция имеет достаточно множество адептов среди простых граждан страны.
Государственное воспитание в СССР и России слишком долго было нацелено на то, чтобы человек воспринимал нападки на поработившее его государство как нападки на себя лично. Утверждая, что намеченная на 22 июня демонстрация «Служу Советскому Союзу» может быть воспринята многими «как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти», Мединский никоим образом не врет. Так оно и есть.
Сейчас ситуация даже хуже, чем при Брежневе, когда чувство иронии спасало от воздействия государственной пропаганды. Теперь же, после десяти лет агрессивной обработки тезисами «Россия в кольце врагов», «только жесткие меры могут спасти нацию» и подобным, даже нападки на Берия воспримут как «оскорбление ветеранов» и «нашей исторической памяти».
А лучше всего: не показывайте больше исторических фильмов. Вообще никаких. А показывайте по всем праздникам матч Россия – Греция. Потому что там уж точно историческая правда – не подкопаешься.
