Наблюдение за новостными потоками рисует одну параллель за другой. В Киргизии обиженные свергают с вершин власти тех, кто пять лет назад сам сверг оттуда своих обидчиков. В Таиланде свергнутые искают справедливости у тех, кто их сверг. Получается какое-то кругосвергание… В России дипломаты и журналисты взбудоражены публикациями в южнокорейской газете, где появились карикатуры о терактах в Москве. Как только я прочитал об этом скандале, вспомнил события пятилетней давности в Лондоне – кровавые теракты на лондонском транспорте. Тогда британские СМИ также разразились множеством карикатур, но уровень скандала не достиг таких масштабов, поскольку все понимали: карикатура – это не просто весёлый юмор, это публицистика.
Я тогда разместил подборку карикатур в своём личном блоге, и многие российские читатели возмущались и осуждали эти изображения. Но важно понимать, что в западной журналистике, к которой относится и Южная Корея, это давняя традиция, и ни одна тема не обходится стороной. Жанр газетно-журнальной карикатуры возник в Великобритании и дальше укрепился в США несколько столетий назад. Это не кадр из комедийного фильма, не комикс и не стёб. Это публицистический жанр, в котором присутствуют сатира, ирония и гротеск. Картинки порой бывают горькими и призваны вызывать не смех, а скорее раздумья у аудитории.
Это преломление текущих событий глазами художника, сочетающее в себе несколько ассоциаций и апеллирующее к общественному сознанию. В общем, смех бывает разным, и здесь это смех сквозь слёзы.