Проведение постоянного мониторинга социальной политики и анализ состояния исполнительской дисциплины органов государственной власти привели к глубокому убеждению в том, что существует единственный формат непосредственного воздействия, который заставляет оперативно работать чиновников — это «Прямая линия с президентом РФ». В условиях кризиса данное мероприятие должно проводиться не реже одного раза в квартал. Только так, к сожалению, включается реальная обратная связь руководителя государства с гражданами, которые не могут решить свои, порой весьма простые, вопросы на региональном уровне.
Этот вывод подтверждается опытом работы Общественной палаты, к которой обращаются жители, исчерпавшие все силы в бесполезной переписке с местными органами власти или федеральными министерствами. После апрельской прямой линии Президента Владимира Путина, на которой были мгновенно решены многие острые проблемы граждан, казалось, что этот пример мобилизует наших чиновников, и они найдут возможность обратить внимание на существующие трудности. Однако к глубокому сожалению, чуда не произошло.
За истекший период на «горячую линию» Общественной палаты РФ поступило свыше 600 жалоб по невыплатам заработной платы, десятки обращений инвалидов на несправедливые действия медико-социальной экспертизы и претензии к работе служб занятости. Зафиксировано серьезное ухудшение ситуации в моногородах. На мои запросы, направленные вице-премьеру Дмитрию Козаку, пришли письма из Министерства строительства и ЖКХ, которые не содержат конкретных ответов на поставленные вопросы.
Это совпало с негативной оценкой строительной отрасли президентом РФ на Президиуме Государственного совета 17 мая, где он, не скрывая возмущения, сделал вывод о невозможности контролировать обоснованность и эффективность использования бюджетных средств на строительство различных объектов. Доклад председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой в Госдуме 18 мая обозначил непостижимую сумму нецелевых расходов в 516,5 млрд рублей, которые могли бы быть эффективно использованы на социальные программы.
Очевидно, что регулярно констатировать ухудшение ситуации недопустимо — это путь в никуда. Срочные меры по исправлению сложившейся ситуации просто необходимы. Убежден, что министерства и ведомства, вместо пассивного мониторинга, должны публично отчитываться о проделанной работе и предложить конкретную программу действий под персональную ответственность для выхода из кризиса. Не исключаю и более радикальных мер.
Хотя рекомендации, исходящие от члена Общественной палаты, могут показаться странными, мы имеем опыт спасения градообразующих предприятий. Для наведения порядка иногда достаточно было «разбудить» заместителя премьера, федеральных и местных министров, губернатора. Они, осознавая возможные последствия своего бездействия и учитывая публичную огласку, «вдруг» находили возможности погасить долги по заработной плате, предлагали программы модернизации производства и искали рынки сбыта для продукции. Главное — заставить их выполнять свои должностные обязанности или попросить Владимира Путина проводить «прямые линии» с населением как минимум ежеквартально.