ЖКХ Живи Как Хочешь

Каковы последствия нового поручения Президента РФ Владимира Путина, данного 25 февраля, касающегося наведения порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)? Услуги ЖКХ уже длительное время занимают первое место по уровню обеспокоенности и недовольству потребителей. Таким образом, необходимость общественного контроля в этой области существенно назрела.

В моих руках – отчеты управляющих компаний, доступные в открытых источниках. Они полны сухих цифр и не содержат ни объяснений, ни расшифровки, ни обоснований. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня потребители не имеют возможности понять, как используются деньги, собранные с них в качестве платы за услуги. Системные механизмы контроля за выполнением производственных и инвестиционных программ отсутствуют. Неудивительно, что ответственные чиновники не воспринимают поручения главы государства всерьез. Мы надеемся на снижение тарифов, что, по сути, означает лишение прибыли своих партнеров — монополистов, присвоивших общенародные ресурсы.

Пассивная позиция контролирующих органов также не может быть объяснена. Непрозрачность ЖКХ – одна из главных причин недовольства граждан властью. Ответом на обращения потребителей о праве на получение информации стало постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731. Оно обязывает управляющие организации предоставлять исчерпывающую информацию о своей деятельности в открытых источниках. Однако на практике это постановление не выполняется. Права и ответственность за его выполнение переданы на уровень регионов, но регламент, устанавливающий механизм контроля, до сих пор не принят.

На практике сейчас постоянный мониторинг и оценка сайтов управляющих компаний по соответствию раскрываемой информации стандартам не проводятся в полном объеме по всей России. В результате в открытом доступе оказывается информация, не соответствующая утвержденным стандартам. По итогам независимого мониторинга, проведенного экспертами некоммерческого партнерства «Реальный контроль», выявлены следующие факты:

  • 90% компаний не ведут раздельный учет по каждому дому и видам работ, что позволяет им скрывать значительные хищения;
  • 90% управляющих компаний умалчивают информацию о запланированных работах и их выполнении, препятствуя идентификации мошенничества;
  • 95% не указывают полный состав общего имущества многоквартирного дома, что позволяет бесконтрольно списывать средства на его содержание;
  • 100% не раскрывают обязанности подрядчиков, что затрудняет собственникам определение зон ответственности;
  • 90% не предоставляют средние и конкретные показатели по закупкам ресурсов по каждому дому, что мешает собственникам оценить потребление ресурсов.

Независимый мониторинг показывает, что большинство управляющих организаций создают видимость открытости через публикацию усложненной и неполной информации. При этом контролирующие органы даже не делают попыток выезжать на места для проверки. Все, что нужно, — это изучить информацию в интернете, зафиксировать нарушения и применить штрафы, но этого не происходит.

Это порождает недоверие граждан к власти и усиливает убеждение о высоком уровне коррупции в сфере ЖКХ. В этой связи возникает вопрос о введении регулярного заслушивания руководителей федеральных структур, глав регионов и регулирующих органов по таким вопросам:

  • Как исполняется Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 731 о раскрытии информации управляющими организациями?
  • Какие меры принимаются к управляющим компаниям, нарушающим это постановление?
  • Как организуется общественный контроль и жилищное просвещение в области ЖКХ?

Замечу, что эффективный общественный контроль возможен только как часть системы государственной политики. К сожалению, именно системности в объединении усилий всех заинтересованных сторон для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и предотвращения нарушений в этой сфере сегодня не хватает.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы