Российский посол в роли покровителя Каддафи

Едва вернувшись в Москву из Триполи, экс-послу Владимиру Чамову многие предрекали новые горизонты как «медиа-звезде». Публичная встреча в аэропорту с журналистами и коллегами, преподнесенный букет цветов, а затем масштабное появление на следующей день в эфире одной из самых популярных радиостанций страны привлекли внимание. Неудивительно, учитывая, что увольнение Чамова произошло на фоне резкой формулировки президента о его неадекватном восприятии ситуации в стране пребывания.

Многие российские поклонники Муаммара Каддафи хотели бы видеть Чамова своим «достойным представителем» в политико-информационной борьбе с позицией президента Дмитрия Медведева. Потенциал Чамова, о чем стало ясно из его выступления, действительно велик. Однако, судя по всему, он предпочел продолжить свой более чем 30-летний путь в МИД, разочаровав тем самым своих поклонников, среди которых были и представители КПРФ, ЛДПР и некоторых «востоковедческих» организаций, стремящихся разоблачить «предательство Кремля» в отношении «верных советских друзей» в арабских странах.

Интервью Чамова произвело впечатление на многих слушателей, воспринимающих его как компетентного человека, наблюдавшего происходящее в Ливии своими глазами. И хотя его оговорки о том, что он не находился в некоторых местах событий, могут смущать, его опыт — в том числе и посольская работа в Ираке — усиливает доверие к его словам. Здесь мы подходим к ключевому моменту: как именно он интерпретирует происходящее? Дело в том, что, как преподавали в советские времена на факультетах арабистики, арабы делятся на «своих» и «чужих» — просоветских и проамериканских. Это восприятие пропитывало обучение, дополненное антизападническим мировоззрением и антисемитизмом. Такое понимание остаётся актуальным и в современном контексте.

Проблема, которую проиллюстрировал случай Чамова, шире: с подобным политико-идеологическим багажом работают некоторые «компетентные дипломаты» нашего МИДа. Некоторые из них, даже будучи послами, инстинктивно поддерживают фактически изгоев мирового сообщества, называя их «друзьями», что в конечном итоге зачастую приводит к представлению интересов арабских диктаторов в России. Именно такие обвинения Чамов подтвердил в своем недавнем выступлении.

Личность Каддафи в интерпретации Чамова выглядит следующим образом: «Он умный человек, очень толковый и опытный. 41 год быть у власти в таком месте — это требует незаурядных качеств. И чтобы в тебя стрелял охранник с пяти метров и потом всю охрану заменяли на девушек-амазонок… С одной стороны, Каддафи — личность незаурядная и спорная. То, что происходит в Ливии сейчас, также во многом связано с его действиями. С другой стороны, он за годы правления так зачистил политическое поле, что с личностями там не очень.»

Чамов продолжает: «С Локкерби я бы не стал сравнивать, это очень темная история, до сих пор неясная. Каддафи — человек вспыльчивый, быстро принимает решения. Если он обидится, не исключено, что предпримет что-то опасное. Он как-то сказал в интервью, что если давление продолжится, он может пойти разными путями…»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы