Александр Шумилин: Руки прочь от ХАМАС!

Руководство правящей в секторе Газа исламистской группировки ХАМАС, признанной террористической в ряде стран, возмущено упоминанием своей организации в контексте инцидента с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair в небе Белоруссии. И это недовольство вполне оправдано, поскольку ХАМАС сосредоточен на борьбе исключительно с Израилем, используя предсказуемые методы.

Изначально хамасовцы похищали израильтян, совершали нападения на солдат и мирных жителей, как это было в мае 1992 года с 15-летней Хеленой Рапп. Со временем их тактика изменилась: они начали взрывать пассажирские автобусы, атаковать студенческие кафе и направлять заминированные грузовики в толпу мирных граждан. Сейчас же ХАМАС обстреливает израильские города ракетами собственного производства и модернизированными иранскими «файджр-кассамами». Лидеры ХАМАС уверяют, что борьба с «сионистским врагом» — это одно, а минирование гражданских самолетов и содействие международному терроризму — совсем другое.

Если вспоминать израильский опыт борьбы с терроризмом, о котором сегодня часто говорят, следует учитывать, как именно этот опыт был сформирован. Каждая группировка «борцов за свободу Палестины» имеет свои методы: например, боевики «Черного сентября» стали первыми, кто действовал на чужой территории, совершив крупное преступление на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. После этого последовала операция «Гнев Божий», в ходе которой израильские спецслужбы ликвидировали всех причастных к атаке в Европе, хотя среди жертв оказалась и случайная жертва. Эти события стали частью истории международного терроризма, а методы израильтян утратили свою актуальность в контексте современных реалий. Вместо этого установилась система сотрудничества между государствами по выдаче и осуждению преступников.

История воздушного терроризма и израильский опыт борьбы с ним начинается с 1968 года, когда марксистская организация «Народный фронт освобождения Палестины» под руководством Джорджа Хабаша устроила первую атаку на самолет израильской авиакомпании Эль-Аль в Афинах. Террористы взорвали самолет на взлетной полосе и расстреляли пытавшихся покинуть его пассажиров. О дальнейших действиях этой радикальной группы можно узнать из других источников.

Однако я хотел бы рассказать о более актуальном эпизоде — операции «Амалек» — захвате израильтянами гражданского самолета сразу после его вылета из Бейрута 10 августа 1973 года. В тот август я, будучи студентом-арабистом, сопровождал делегацию палестинских детей в элитный пионерский лагерь «Орленок». Среди них были две девочки — одна в возрасте 14 лет, другая — всего 7. Вечером 10 августа палестинские «вожатые» попросили меня объяснить, почему советское радио так часто упоминает имя Джорджа Хабаша. Я объяснил, что израильтяне захватили вылетевший из Бейрута самолет, на котором, как ожидалось, должен был находиться Хабаш. Девочки расплакались — они оказались дочерьми этого известного воздушного террориста. Позже их удалось успокоить, поскольку в захваченном на аэродроме в Израиле самолете не было Хабаша среди пассажиров.

Операция Службы безопасности Израиля завершилась без арестов. Самолет взлетел без задержки, и, как ни странно, не было задержано ни одного подозреваемого. Не будем углубляться в детали операции и причины её неудачи. Сразу перейдем к очевидным выводам:

  • Израиль обладает уникальным опытом борьбы с терроризмом на земле и в воздухе, который может быть полезен для изучения;
  • «Длинная рука» Израиля всегда достает и наказывает террористов;
  • Цивилизованный мир выражает поддержку Израилю в этой борьбе, поскольку понимает, что действия израильских спецслужб являются ответными и направлены на наказание реальных террористов.

Израильские спецслужбы научились действовать в современных условиях, минимизируя нарушения норм международного права. Не удивлюсь, если после упоминания ХАМАС в инциденте с Ryanair в Минске начнут говорить о положительном опыте Израиля в борьбе с терроризмом. Однако мой совет: лучше оставить эту тему без обсуждения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы