Александр Шумилин: За кулисами бойни в Charlie Hebdo

Похоже, Рамзан Кадыров допустил серьезный просчет, назвав Михаила Ходорковского «своим личным врагом» из-за его призывов к свободным СМИ перепечатывать карикатуры из журнала Charlie Hebdo. Можно сколь угодно негодовать по поводу карикатур и высказываний Ходорковского, но угрожать ему открыто силой означает лишь одно: в данном случае Рамзан Ахматович де-факто позиционирует себя близко к исламским радикалам. Это их методы: «кто не с нами, тот против ислама». Трагедия в Париже стала во многом проявлением усиливающейся тенденции раскола в исламском сообществе на умеренных и радикалов.

Умеренные мусульмане вышли вместе с сотнями тысяч французов на улицы городов в знак протеста против бойни в редакции Charlie Hebdo. Лидеры многих мусульманских государств осудили это преступление. «Объявлением разрушительной войны» назвал атаку на журнал Далиль Бубакер, руководитель исламского совета Франции и имам мечети Парижа. По его словам, исламская община Франции считает действия террористов угрозой демократии.

Самым ярким проявлением раскола внутри ислама стало противостояние между радикалами и экстремистами, известными под брендами «Аль-Каида» и «Исламское государство», с одной стороны, и подавляющим большинством мусульман на Ближнем Востоке и в мире в целом — с другой. Против террористов «Исламского государства» воюют практически все арабские страны, протестуя тем самым против узурпации «знамени ислама» во имя мракобесных целей воссоздания халифата и усиления противостояния с Западом и Россией.

В рядах ИГ немало ярых врагов Рамзана Кадырова, активистов «Имарата Кавказ». Вероятно, карикатуры на пророка не вызвали особого возмущения среди мусульман, как и карикатуры на Христа среди православных. Между тем авторы карикатур предложили ответить тем же: подобное уже имело место в 2006 году, когда в Иране был объявлен международный конкурс карикатур на Холокост. На Западе тогда многие возмущались, но вынуждены были проглотить эту пилюлю.

Именно реакция на подобные действия и выдает умеренность или радикализм отдельных представителей мусульманского сообщества. Под предлогом «борьбы за ислам» радикалы навязывают свое видение религии, трактовки, которые, в отличие от умеренных мусульман, исключают мирное сосуществование с представителями других религий. Посмотрите, что творят террористы ИГИЛ с христианами и даже умеренными мусульманами в Сирии и Ираке.

Нормальным, умеренным мусульманам не нужна такая «борьба за ислам» от их имени, которая формирует искаженные представления об их религии. Именно по этой линии проходит сегодняшнее главное и драматическое противостояние внутри мусульманского сообщества. А объектом для реализации целей террористов стал французский журнал — символ важнейшей ценности западного мира — свободы слова. Заодно был нанесен удар и по другой ценности этого мира — человеческой жизни. Для европейцев это более чем чувствительно.

Предотвратить возможные масштабные последствия провокации радикал-исламистов в Париже смогут и должны в значительной степени сами умеренные мусульмане — как в Европе, так и за ее пределами.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы