Интенсивность социальной жизни как в России, так и на Западе резко упала. Свободное время дома можно использовать на разные неочевидные вещи. Например, я посмотрел все 14 серий интервью Андрея Ванденко с Путиным. Оказалось, это было поучительно, спасибо самоизоляции. Можно составить портрет российского лидера, не покидая кресла.
Думаю, что сейчас, когда поправки в Конституцию подписаны, Путин снова чувствует себя, как будто “всех переиграл”. Он реализовал все задуманное и так, как умеет – с соблюдением внешних норм приличий при полном игнорировании сути. Это когда с буквой закона вроде бы все в порядке, а духа нет и в помине. Кстати, это не просто так. Это нужно уметь. Его фирменный стиль.
Путин – не только авторитарный лидер, но и в определенном смысле буквоед, любитель процедур. В интервью это очень ярко видно. Мнение о нем, как о человеке, которому наплевать на все законы и правила цивилизованного мира – глубокое заблуждение! Напротив, он обращает много внимания на формальную сторону вопроса. Можно в Сирию вломиться танками и самолетами – но при этом по приглашению правительства. Вроде как законного. Хотя какие там законы! Хафез Асад 60 лет назад устроил переворот, планируя передать власть старшему сыну Басилю, который погиб в автоаварии, после чего и вспомнили о Башаре… который в те далекие годы вел гламурную жизнь офтальмолога в Лондоне. С точки зрения здравого смысла, какая тут легитимность – кто успел, тот и пришел. Но с точки зрения буквы закона все в порядке.
В конце концов, в ООН сидит не эмиссар вчерашней Джебхат Нусры, а его полномочный представитель. А Украина? Крым взять – но только после проведения референдума. Понятно, что и референдум – туфта, и его результаты были известны с самого начала. Но буква, то есть процедура, – тут как тут: аннексировать исключительно по воле местного населения, а не просто так. И в Донбасс только туда, где есть гарантированная поддержка значительной части населения. И в Южную Осетию-Абхазию лишь после того, как грузинские войска перешли в наступательные действия. Понятно, что по сути – все это шито белыми нитками, как и факты бомбежки грузинских сел в 2008 году. Но то по сути. Дух закона. Владимира Путина не интересует дух – ему главное буква. Процедура.
Зачем ему понадобилась сложная рокировка с Медведевым? Ставь его на место президента, бери перед ним за это кучу ненужных обязательств, терпи его потом еще 5 лет. Почему нельзя было просто стукнуть по столу и сказать: «Хочу третий срок, и все?». Ведь никто бы не стал возражать. Толпа холуев тут же стала бы петь ему гимны: «О, Владимир Владимирович, вы есть солнце и светоч наш». Но нет. Так нельзя. Как и нельзя в Крым без референдума, или в Южную Осетию без предварительной стрельбы, или в Дамаск без приглашения Асада. Все понятно, никому ничего доказывать не надо – но процедуры нужно соблюдать. Буковку закона игнорировать нельзя!
Так и тут. Кто мешал Путину сказать: «Дайте мне президентские полномочия до конца жизни?» Неужто кто-то стал бы возражать? Зачем нужно было городить огород, придумывать какие-то конституционные поправки, впрягать в это дело всю партийную верхушку, придумывать какой-то референдум по конституционным изменениям? И все ради того, чтобы потом сказать – раз у нас теперь новая конституция, то президентские сроки при старой не в счет?! Зачем столько сложностей, кому это надо? Затем, что не так всё просто. Это вам, простым смертным, кажется, что ничего не надо. А вот ЕМУ – надо. Ему «неудобно» по-другому. Непонятно, правда, зачем. Или собственную совесть успокоить, или Западу пыль в глаза пустить (вряд ли!), или увеличить свою легитимность перед собственным населением, или для истории. А возможно, все это вместе. В общем, наука на этот счет молчит, мы имеем перед собой данность, и этого достаточно.
Путин не может никуда уйти – это немыслимо. Это и есть данность! Даже если не принимать во внимание риск для его жизни, свободы и безопасности в случае потери власти, представить самого себя рядовым человеком для него – невозможно. Это будет «смертный приговор». Он ощущает себя властителем, божественным императором, Зевсом. Представляете себе Зевса, ушедшего в отставку и читающего лекции в университете древних Афин? Нет. Так и тут. Божество не может никуда уйти. На то оно и божество!
При этом окружающие его прихлебатели придумывают тысячи никчемных оправданий, которые ему не нужны – зачем и перед кем Зевсу оправдываться? Особенно милы те, которые вроде бы недовольны тем, что один человек – пусть и богоподобный – управляет огромной страной, но при этом находят его власти различные оправдания. Например: «Я, конечно, лично сам против, но ведь народ же за – что я могу поделать?» Замечательно! «Если народ хочет, какие могут быть причины для отказа?» Ну да. Именно.
200 лет назад в центре Лондона людей казнили – но зачем это менять? В конце концов, англичанам же нравится! Да, собственно говоря, когда сто тысяч лет назад какие-то либералы зачем-то повылезали из пещер и побрели неизвестно куда – большинство ведь было довольно. И никуда из пещер уходить не собиралось. Можно было остаться и сидеть до сих пор, ведь народ был за – что вообще тут поделать?
А еще, конечно, умиляют мыслители, которые с учительским выражением лица молвят: «Ну что делать, оппозиция ведь никуда не годится». Тоже замечательная постановка вопроса: сначала годами вырубать лес, а потом возмущаться: «Куда деревья подевались?» Все это пустое. Путину не нужны никакие оправдания. Более того, мне кажется, они должны быть в определенном смысле для него оскорбительны. Это все равно как Зевсу говорить: «Чувак, ты, конечно, слабак, но лучше, чем Нептун, вот и сидишь здесь».
Неправильно представление, что президент любит деньги. Это не так. Ему на деньги наплевать, они его вообще не интересуют. Его окружение – вот эти да, эти мать родную продадут ради лишнего доллара. Но не он. «…Меня самого это, честно говоря, задевает и коробит», – сказал он в интервью. Есть мнение, что такое отношение к деньгам априори хорошо его характеризует. Так, советские люди долгие годы хвалили Сталина за то, что он был равнодушен к мирским благам и ходил в одном кителе. Несчастные совки не могли понять, что одержимость Сталина была в миллион раз сильнее и страшнее любви к побрякушкам – он держал в руках судьбы миллионов людей. Какие брюки и машины с этим сравнятся? Путин не Сталин, но суть та же: власть – ради власти. Не ради страны и не ради какого-то народа, который копошится под ногами со своими пенсиями, больницами и детскими садами. А только ради самой власти! Поэтому он никогда никуда не уйдет. Ни сейчас, ни потом. С Россией его разлучит только одно – либо естественное, либо не очень…
