С отказом в регистрации ПАРНАСу многое стало ясно, практически всё. После выборов в Думе во власти остаются только «едросы», какими бы именами они себя ни называли. Близкий кризис — экономический и не только, отсутствие легитимности и мнение мирового сообщества ничуть не пугают закаленных откатами, отстрелами архаров и наездами на пешеходов «единоросов». «Едрецы» заняты собой и своими делами — они диверсифицируют инвестиционные риски, раскладывая золотые яйца по трем корзинам: в Америку, Европу и Китай. А на всякий «пожарный» случай (если станут вдруг невыездными) в приусадебных участках многочисленных резиденций и дач по старинке прикапывают трехлитровые банки с икрой и валютой.
«Едросы» запасливы и расчетливы, у них на подхвате достаточное количество гибко мыслящих «либералов» и рассудительных «силовиков». Если в «тихой гавани» поднимется буря, её можно пересидеть — если не в Лондоне, то за высокими заборами дач. А буря возможна. После двенадцатого года, когда деньги закончатся, дуумвирату, триумвирату или чему-то ещё, что родится путем подковёрных игр, придётся идти на непопулярные меры, по сравнению с которыми реформы Павлова-экономиста и эксперименты собачника-Павлова покажутся обывателю легкой щекоткой.
Форму самурая и камикадзе новых реформ уже примеряет на себя нутряной «единорос» и назначенный олигарх — господин великий Прохоров. Видимо, считается, что ему всё легко удаётся. Раз сумел влезть в ё-мобиль (пусть хотя бы со стороны пассажира) — значит, сдюжит с реформами. Собственно, и сделать-то надо немного: поднять налоги, стоимость ЖКХ, пенсионный возраст. Внести «кое-какие» поправки в трудовое законодательство (чтобы отпала необходимость в покупке дорогостоящих технологий). А затем отвести удар от «хозяина» — с виноватым лицом вернуть «хозяину» авторучку (такой трюк в своё время был опробован на Дерипаске) и вернуться к сверхважным Куршавельским делам.
Получается интересная шахматная партия: накрепко привернутые к монохромной доске монохромные же фигуры. В такие шахматы предлагает играть власть. Многие из тех, кто оценил цвет и состав фигур, уже поняли, что «едросы» крепчают (словно маразм) и что победить в таких шахматах можно, только играя в «Чапаева». Или вместе с Чапаевым.
А что же оппозиция? Нельзя сказать, что её нет совсем. Оппозиция работает. Она защищает гаражи от сноса, рисует граффити, подает заявки на митинги и опротестовывает отказы, печатает баннеры, клеит стикеры, пишет посты, проводит политсоветы, укрепляет собственную иерархию. И потом удивляется: почему молчит народ?
А народ молчит, потому что ждёт своего Чапаева (дуракам не надо понимать буквально). А он молчит, потому что не знает: ни об оппозиции, ни о собственных правах. В душе он негодует, но в реальности… У народа атрофировался навык должным образом реагировать на унижение и произвол. Народ не имеет представительства ни в одной из партий. И площадки, чтобы высказаться, у народа тоже нет. К сожалению, народ не любят слушать ни интеллигенция, ни власть. И тем более никто не хочет понимать. И напрасно.
В навязываемых властью обстоятельствах лидерам оппозиции необходимо стать чапаевыми (дуракам не надо понимать буквально): разговаривать с народом, прививать культуру массовых мероприятий (в Конституционных рамках). Приучать людей к уличным акциям, вырабатывать привычку организовываться и самоорганизовываться по любым волнующим вопросам, в том числе и бытовым (локальным). И тогда даже в такие шахматы получится выиграть. И другого пути нет. Ну, разве что снова становиться обезьянами.