Нашему национальному лидеру еще не приходилось сталкиваться с такими унизительными международными скандалами, особенно в ответственный момент возвращения в Кремль. Недаром пресс-секретарь Путина, Дмитрий Песков, признал: «Честно говоря, мы в первый раз с таким сталкиваемся». История с номинированием берлинской Werkstatt Deutschland Владимира Путина на премию «Квадрига», а затем отказом от ее присуждения под давлением массового протеста, является не просто публичным унижением российского лидера. Речь идет о гораздо большем.
Вручение «Квадриги», отнюдь не самой популярной премии, в символический день объединения Германии 3 октября при стечении германского и мирового бомонда могло стать международной легитимацией российского лидера и включением его в европейский исторический контекст в качестве знаковой фигуры. Этот международный штамп был важен для Путина в условиях ослабления внутренней поддержки. Германия должна была поддержать начавший шататься кремлевский трон. Интересно, идея номинации пришла к немецким кандидатам сама по себе или была «навязана» извне?
Однако вместо этого Германия стала для Путина местом поругания. О чем говорит эта поучительная история? О том, что ни Кремль, ни немецкий истеблишмент не понимают текущего отношения к российской власти как в самой Германии, так и в Европе. Иначе Кремль постарался бы избежать скандала, дав понять немецким доброхотам, что лучше воздержаться от публичного восторга перед Путиным. Сами немцы, в свою очередь, не стали бы провоцировать шок и возмущение в своем обществе.
Скандал с «Квадригой» стал толчком, который консолидировал значительную часть общественного мнения в Германии (а это важнейший для Кремля партнер) на основе неприятия российского национального лидера. Теперь канцлер Германии, Ангела Меркель, тысячу раз подумает прежде, чем любезничать с Кремлем и любым его хозяином, ведь она будет беспокоиться о сохранении своего выборного ресурса. Тратить этот драгоценный ресурс на поддержку Путина Меркель уже не будет. «Квадрига» стала хорошим уроком!
Вслед за Меркель и оба европейских лидера — Николя Саркози и Сильвио Берлускони, ловящие взгляд немецкой гранд дамы, постараются сдержать свой восторг в отношении Кремля. Словом, спасибо немцам! И тем, кто проявил либо глупость, либо цинизм, выдвинув Путина на роль «образца приверженности общественному благу», и тем, кто продемонстрировал приверженность европейским стандартам.
Нам нужна была эта «Квадрига», чтобы узнать, как мир воспринимает нас и нашего лидера. Но, конечно, решающую роль в спасении лица Германии сыграл Вацлав Гавел, отказавшийся от премии и поставивший ультиматум «квадриганцам». Все так, но его действие говорит о том, что для немцев моральный авторитет сохраняет непререкаемое значение.
Вот как началась история международного падения Владимира Путина. И теперь каждый раз, когда он будет появляться на мировой арене, у него за спиной будет маячить «Квадрига». Кремлю не следует надеяться, что Европа будет снисходительна к нашей власти во время ее выборной клоунады. От истории с «Квадригой» до признания европейским обществом нелегитимности российской власти в результате нечестных выборов — один шаг.