В последнее время наблюдается, как провластные пропагандисты глумятся над Андреем Пивоваровым, который был снят с борта самолета и доставлен в ФСБ. Не имея способности победить своих оппонентов в открытых дискуссиях, эти люди прячутся за спинами силовиков, демонстрируя свою «лояльность». Лично я не сторонник Андрея Пивоварова и не раз спорил с ним о будущем страны. Однако борьба с инакомыслием, свободой слова и дискуссией с помощью спецслужб — это болото политической бессмысленности, в которое репрессивный режим будет погружаться всё глубже и безысходнее, пока не окажется там окончательно, под грузом собственных сил и могущества.
Режим реагирует на неочевидные угрозы, такие как собрания обсуждающих интеллигентов, почти инстинктивно, выхватывая или изолируя своих оппонентов. Парадокс заключается в том, что, усиливая репрессии и ломая зримую политическую оппозицию, режим концентрирует энергию протеста не на уровне организации, а на уровне человеческой личности, пробуждающейся от страха. С какого-то момента сопротивление тирании становится задачей не политической, а духовной, почти религиозной.
Как было сказано Александром Солженицыным: «Жить не по лжи!» Эрнст Юнгер описывал это сопротивление как «Уход в Лес»: «Уход в Лес создает внутри данного порядка движение, которое отличает его от зоологических образований. Это не либеральный и не романтический акт, а пространство действия маленьких элит, тех, кто, кроме требований времени, осознает еще нечто большее».
Сценарий одухотворения сопротивления становится неизбежным.