Украинские власти начали прямое преследование журналистов за их профессиональную деятельность, что стало настоящей атакой на саму суть военного репортажа. Они фактически ввели запрет на профессию. Интервью с бывшей журналисткой, ныне сотрудницей спецслужб, Викторией Сюмар, служит своего рода «красной чертой». Эта дама отказала военным журналистам в праве снимать боевые действия вне рамок официальных делегаций пресс-службы армии или госбезопасности.
Западные коллеги, похоже, согласны с этим, судя по их молчанию. Но как же тогда миллионы видеороликов из Ливии и Сирии, снятых западными компаниями, в том числе с позиций оппозиции? Западные журналисты документировали, как оппозиция подбивает правительственные танки, убивает солдат правительственной армии и ведет огонь по позициям правительственных войск. Эти репортажи транслировались на мировых телеканалах.
Стоит вспомнить и чеченские войны: российские журналисты нередко помогали своим западным коллегам, получая деньги за возможность пройти к оппозиции и снять бой с их стороны. Действия федеральных войск обычно не интересовали зрителей. Ранее десятки престижных премий были вручены западным журналистам за возможность пройти с территории Пакистана в Афганистан и заснять нападение на советские колонны, расстрел и засады грузовиков и танков, а также пуск «Стингера» по взлетающим самолетам с Баграма. Даже допросы советских военнопленных они документировали без колебаний.
И, возможно, вам это покажется удивительным, но я их не осуждаю. Я считаю, что все, за исключением участия в допросах и стрельбе, журналисту разрешено. Снимать войну с разных сторон не только можно, но и нужно. «Виктория Сюмар» и подобные ей пиарщики в погонах приходят и уходят, а журналистика, как свидетельство времени, человеческих страстей и политических надежд и заблуждений, остается.
Работа военного журналиста всегда сопряжена с риском. Если удаётся снять материал, остаться в живых и продать его — молодец, герой. Если же попался и «отбазарился», но вернулся домой — также хорошо. Каждый честный и независимый журналист, вне зависимости от своих убеждений, обязан поддержать коллегу-военного журналиста, чтобы тот мог вернуться домой и испытать судьбу снова.
Разные власти всегда будут конфликтовать друг с другом и натравливать людей. Наша корпоративная задача — исполнять свой долг и поддерживать друг друга. Поэтому еще раз — СВОБОДУ МАРАТУ САЙЧЕНКО И ОЛЕГУ СИДЯКИНУ!!!