Грустя по Украине и её разрыву с Россией, а также по сломленному православному миру, вспомнил о двух стихотворениях об Украине, написанных великими поэтами ХХ века — Владимиром Маяковским и Иосифом Бродским. Эти строки отражают современный конфликт общественного сознания, который мы наблюдаем в контексте «украинского вопроса».
С одной стороны, имеется внимание и глубокая симпатия к Украине и украинству, как у грузинского казака (с украинскими корнями), так и у русского по культуре Маяковского, который интуитивно понимал нюансы языка и ментальности Украины. С другой стороны, мы сталкиваемся с высокомерным и хамским отношением, полным ненависти к Украине, которое не может не вызывать удивления у тех, кто не утруждает себя непредвзятым чтением Бродского.
Современная Россия, по определению Льва Гумилева, является химерическим государством. Её правящая элита исповедует спиритуалистический культ власти и денег, основанный на имперской гордыне. У элиты есть своё представление о мировой истории и своей роли в ней, которое существенно отличается от взглядов подавляющего большинства населения.
Под правящей элитой подразумеваются как власти, так и оппозиционные группы, отличие между которыми заключается лишь в доступе к ресурсам и PR-обеспечении. Либералы во власти (с властью, деньгами, презрением к «ботве») против либералов в оппозиции (с претензией на власть и аналогичным презрением к «темной стране бюджетников»).
Не случайно Владислав Сурков в те кризисные дни 2012 года назвал массы на Болотной и Сахарова «лучшими людьми страны», констатируя, что они мыслят так же, как и он. Элитные группы, в отличие от «темного народа», не хотят ссориться с теми, кто, по их мнению, не способен к модернизации и креативным прорывам.
В ответ на санкции США, Сурков, поэт и интеллектуал во власти, заявил, что в Америке его интересуют только «Тупак Шакур, Аллен Гинсберг и Джексон Поллак». Это заявление вызвало восторг, поскольку оно подтверждало его принадлежность к такой же элите, как и многие его поклонники.
Тупак Шакур стал символом борьбы с социальной несправедливостью и расизмом, его поэзия отражала уличную жизнь и протест против капитализма. Аллен Гинсберг, респектабельный поэт-бунтарь, пропагандировал идеи либерального освобождения и наркотической революции. А Джексон Поллак, художник-экспрессионист, потряс Америку своим стилем, который стал символом «либерального протеста».
В этом контексте, выходит, что основатель новой политической эры и авторитетный исследователь Украины — это человек с левыми либеральными взглядами, как и Бродский, которому также симпатизировали Поллак и Гинсберг.
Бродский, обладая изысканным языком, создавал дилемму, демонстрируя антинародные взгляды и обслуживая верхние слои общества. Он создал кодекс отношения к реальности, отличая себя от «малого народа», наделенного особой внутренней свободой. Важным остается и общественное мнение, которое формируется под влиянием звездной элиты, не желающей опускаться до «туповатого народа» с его повседневными заботами.
В данном контексте стоит вспомнить два стихотворения: Бродского и Маяковского. В стихотворении Бродского выражено ровно то, что мы наблюдаем в современных российских СМИ по «украинскому вопросу», при этом не высказывая ужас перед определёнными украинскими группировками. В то время как в стихотворении Маяковского прослеживается симпатия к украинскому народу, вера в его будущее и общее с русским народом стремление к справедливости.
Русское восприятие украинского вопроса, таким образом, колеблется между Маяковским и Бродским. Я утверждаю, что ненависть и презрение к Украине — это завуалированная ненависть и презрение к России.
Патриотизм, проявляющийся в уничижительных высказываниях о соседях, на самом деле обнажает внутренние противоречия. Говорить о России без критики можно, но это обедняет общую картину.
Итоговые слова поэтов — это взгляд на то, с чем мы сталкиваемся, и какую роль играют их произведения в обсуждении «украинского вопроса» на современной культурной и политической арене.
Иосиф Бродский (1991 год):
Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой, слава Богу, проиграно. Как говорил картавый, «время покажет Кузькину мать», руины, кости посмертной радости с привкусом Украины. То не зелено-квитный, траченный изотопом, — жовто-блакитный реет над Конотопом, скроенный из холста, знать, припасла Канада. Даром, что без креста, но хохлам не надо.
Владимир Маяковский (1926 год):
Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи! Здесь небо от дыма становится черно́, и герб звездой пятиконечной вточен. Где горилкой, удалью и кровью Запорожская бурлила Сечь, проводов уздой смирив Днепровье, Днепр заставят на турбины течь.