Петербург — город особенный, с имперской закалкой и духом неволи. Его стройный вид, державное течение… Река, и та в рамках. Шаг вправо, шаг влево — и ничего не разрешено на этих берегах! По сравнению с Москвой, да и не стоит упоминать о Берлине. Традиция. Чуть что — и сразу в равелин. Романовы. Даже в советское время нашелся свой Романов, чтобы поддержать традицию.
Но сейчас, в городе на Неве, сживают со свету «Петербургский театральный журнал» за номер, посвященный политическому театру и декабрьским протестам. Грант на выход журнала выделяет город, но «перепутав свою шерсть с государственной», испуганное Смольное начальство поспешило отречься от злосчастного шестьдесят девятого номера «ПТЖ», отказавшись возвращать затраченные средства. Группа профессоров-экспертов подтвердила, что опубликованные тексты полностью соответствуют «паспорту издания», но Смольный не удосужился на это ответить.
Редакция, не добившись объяснений, выразила готовность изъять затраты на злосчастный номер из финансирования, но Смольный решил идти до конца. Москва для свободной мысли тоже не идеальна, но театральные журналы здесь пока не закрывают. Впрочем, в столице и нет столь уникального человека, как Марина Дмитревская. Она — гордость Петербурга, и его следует беречь, чтобы название города не ассоциировалось только с официозной мертветчиной.
Дмитревская уже более двадцати лет создает лучший в стране и один из лучших в Европе театральный журнал, вопреки всем трудностям. Она организовала «володинский» фестиваль, сохраняя память о великом земляке. Штучный человек, она пишет о штучных людях — Володине, Резо Габриадзе. Борется с нуворишами, грабящими культуру, и идет в суд, чтобы вернуть петербургским ветеранам их дом, основанный великой актрисой Савиной.
Можно сказать, что сама Дмитревская не своровала ни копейки за это время. Она и ее единомышленники, «намагниченные» любовью к театру и культуре, много лет выходят на грандиозный субботник, несмотря на то, что рядом пилятся несусветные миллионы. «Петербургский театральный журнал», как море и Гомер, по-прежнему движется любовью. И это уникальное явление питерские власти готовы прихлопнуть с державного перепугу.
Нынешняя вертикаль власти с орлами на Газпроме, кажется, грохнется от статьи «Митинг как театр» с фотографиями Болотной площади. Тираж журнала — 2000 экземпляров, если кому интересно. Вдаваться в номенклатурные подробности этой гнусности большого смысла нет; всё традиционно. Смольный душит журнал, не возвращая учредителям деньги, истраченные на его выпуск, парализуя выход новых номеров.
Председатель Комитета по печати, некто Лобков, второй месяц не принимает Дмитревскую. Да, редактор лучшего театрального журнала в стране не может добиться аудиенции у мелкой начальственной сошки. Культурная столица, говорите?
