Уважаемый Дмитрий Орешкин с цифрами наперевес показал, чем плохо голосование «против всех». Главный довод: «ничьи» голоса отойдут трем вечно-постылым бенефициарам («Едро», Зюган и Жирик), и голосов у них станет еще больше. А если проголосовать за «Яблоко» или «справедливороссов» (Орешкиным не названных, но очевидных в контексте этой дилеммы), то цифры будут другими. И? То-то и оно. Никакого парламента у нас нет; расклад независимых политических сил не изменится, а лишь изменятся расценки отступных.
Полагаю, цена оппозиционности Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского Орешкину известна не хуже, чем мне, а может быть, как практикующему социологу, даже несколько предметнее. Помню, Виктор Степанович Черномырдин в кулуарах старого НТВ жаловался на Жириновского как на серьезную статью расходов при прохождении бюджета через Государственную Думу. Не думаю, что с тех пор что-то изменилось, кроме сметы.
При упомянутых Орешкиным гипотетических 50% «Едра» (хотя лично я думаю, что меньше 60% им не посчитают) до конституционного большинства «медведям» будет не хватать самой малости, и вот это будет истинный праздник на Охотном ряду! Владимир Вольфович с удовольствием подсобит администрации, а Геннадий Андреевич будет говорить про предательство… Или наоборот. Кто первый успеет договориться с Сурковым, того и тапки. Вот вам и вся польза от попадания на Охотный ряд четвертой (пятой) партии.
В любом случае, НИКАКОГО влияния на законодательную политику «Яблоко» иметь не будет. Однако в случае попадания в Думу Явлинский поможет Путину и Ко самым серьезным пиар-образом: вот же она, либеральная оппозиция в российском политическом поле! Подавись, Страсбург… Поэтому, на мой взгляд, власть не станет губить партию Явлинского вторыми галочками в клеточках, как полагает Орешкин, а напротив — будет изо всех сил тянуть её на Охотный ряд!
Иначе, заметим, «Яблоко» просто забодали бы на этапе регистрации. А уж повышать своими руками авторитет Немцова и Ко, добавляя испорченных бюллетеней, Кремль не будет точно. Если у Путина и Ко есть коллективный ночной кошмар, то это — нелегитимность собственной власти; нелегитимность, ставшая всероссийской очевидностью.
Двузначный процент граждан, отказавших этому фарсу с названием «выборы» (и не поленившихся заявить об этом 4 декабря), — при гражданском контроле за результатами, о котором писал Орешкин! — мог бы стать ощутимым ударом по «партии жуликов и воров». И точкой консолидации всех, кого достало. А от того, что с краешку на Охотном ряду посидит Явлинский и произнесёт согласованные либеральные слова, нашему полковнику будет только прикольнее царствовать…