«Когда плывешь в лаве, не чувствуешь температуры», — отмечал Трифонов. Это действительно так. Привыкаешь. Вспомните мемуары Берберовой и другие свидетельства о начале двадцатых годов, когда происходил тот небольшой перерыв в массовом кровопускании большевиков. Литературная жизнь, личная жизнь… Вчера еще казнили без суда, а завтра это могло возобновиться. Однако человек устроен так, что он живет и хочет жить СЕЙЧАС, надеясь на лучшее. Подсознательно он отказывается осознавать ужас происходящего, привыкает к нему как к неизбежности. К тому же сам «тридцать седьмой год» стал осознанным и замороженным в сознании лишь позже, не так ли? В самом же 1937-м году происходило множество интересных вещей: спектакли Мейерхольда продолжали радовать зрителей, на Всемирной выставке в Париже фурор произвела скульптура «Рабочий и колхозница», а Александров снимал фильм «Волга-Волга». Были светские сплетни и скандалы, велась Испанская война, и ощущение того, что ты, «вместе со всеми», на стороне добра против зла… Люди плыли в лаве, причем многие даже получали от этого удовольствие.
Мы живем при Путине больше двадцати лет, и за это время произошло столько интересного! Столько проектов! Какое неожиданное благосостояние появилось с ценой на нефть в 120 долларов за баррель! Как бурно развивалась культурная жизнь! А что с Сколково и кагоцелом? А какие успехи на премиях Букера и «Большой книги»? А как преобразилась Москва!
Но вспомним и о темных страницах: фильтрационный лагерь Чернокозово, село Самашки и Комсомольское, взрывы домов, убийство Щекочихина, захват и убийство заложников в «Норд-Осте», трагедия в Беслане, отравление и убийство Политковской, аннексия Южной Осетии, захват власти, политические репрессии, аннексия Крыма, война на Донбассе, убийство Немцова, новые репрессии и полицейщина на улицах Москвы… Этот список очень поверхностный; если углубиться в тему, можно и не уснуть.
Сегодня исполняется ровно год с покушения на Навального, которое, чудом, не удалось благодаря настойчивости и человеческому достоинству нескольких людей: пилотов, врачей омской скорой помощи. Исполнители преступления пойманы с поличным, доказательства налицо. Заказчик очевиден и назван, но ни одного опровержения по сути не последовало — только мерзкие спекуляции и ложь, подчеркивающие интерес заказчика: замести следы. И что? Ничего. Уже и забылось, правда? Мы плывем в лаве, не чувствуя температуры…