Эти два эпизода произошли практически одновременно, словно специально для того, чтобы осветить общие закономерности. 30 августа на «Стрелке» состоялся спектакль «Двенадцать» — поэтическое представление, составленное из выступлений двенадцати современных поэтов. Состав участников охватывает широкий временной спектр: от Гандлевского до Полозковой, и эстетический — от Фанайловой до Емелина. Я также принимаю участие в этом событии и считаю это большой честью.
Режиссер и соавтор спектакля, Эдуард Бояков, соблюдает политический диапазон времени, включая среди выступающих традиционную пару молодых поэтов левой ориентации. Перед началом он напомнил нам о правилах: никаких слов, кроме стихов. Каждый поэт выходил в луч света, становился на метку, читал свои стихи и уходил. Так и сделали десять из двенадцати. Однако двое «леваков» не удержались и устроили политическое выступление, громко поддержанное небольшой, но активной группой зрителей. В строгом и цельном пространстве поэтического спектакля это выглядело неуместно и бестактно.
На следующий день, 31 августа, «лимоновцы» вывесили в зале Чайковского баннер с портретом и датами жизни Константина Косякина, активиста «Левого Фронта», который недавно ушёл из жизни. Если бы он погиб от рук антинародного режима, я бы поддержал эту акцию. Но, к сожалению, антинародный режим здесь не был причастен. Баннер с самого начала стал поводом для скандала. Лимонов использовал память о товарище с такой же наглостью, с какой его юные последователи использовали всех нас, от Гандлевского и Полозковой до зрителей, пришедших на «Стрелку» вовсе не за революционной агитацией.
Эта бесстыдная наглость представляется мне общим знаменателем. «Стиль полемики важнее предмета полемики», — сформулировал великий философ Григорий Померанц. Я бы рискнул развить эту мысль: стиль и предмет полемики действительно взаимосвязаны. Чем обоснованнее позиция, тем корректнее стиль и наоборот. Доказать истину можно без криков и неуместных выпадов. Чтобы выиграть спор, не обязательно переходить на личности.
Однако, по моим наблюдениям, агрессивная безвкусица «леваков» имеет системный характер. Гандлевскому и Полозковой есть что сказать, и они используют поэтический алфавит для своей речи. Их сосед по подмосткам, явно менее одаренный, не имеет этого алфавита и устраивает революционный перформанс посреди поэтического вечера. Судя по блеску в его глазах, он получает от этого удовольствие. Теперь его заметят. Ещё пара таких выходок — и он точно привлечет внимание.
Лимонову, очевидно, не хватает политического алфавита. На протяжении всей своей карьеры его интересовал лишь скандал и пиар. Худшим днем его жизни был тот, когда его забыли арестовать. Теперь он устраивает свару на могиле покойного товарища, поперек вкуса, смысла и повестки дня. «Стиль полемики…»