Роман Шамолин: Заключенная Мария Колесникова и принципы гуманизма

Мария Колесникова – символ самого не озлобленного, пацифистского гражданского протеста, который можно представить. Не только для Беларуси или России, но и для любого общества. Это протест любви против силы. Ей назначили тюремный срок на 11 лет. Это событие вызывает возмущение, что естественно: нечто светлое и открытое затаптывается в кровь и грязь. Но, кроме того, это событие порождает то, что можно назвать «непонимающим сознанием». Возможно, это уже последнее непонимание такого рода, но все же.

Люди, которые управляют существующим политическим режимом и исполняют волю режима, родились в эпоху, когда идеи цивилизованности и гуманизма, казалось бы, уже прочно обосновались в человеческом мире. Мы пережили две тотальные, беспрецедентные войны, концлагеря и гулаги, массовые уничтожения и лишения прав – и, казалось, мир вынес из этого важные уроки. То, что ценность свободы первостепенна; что несменяемость власти порождает чуму; что с оппонентом следует разговаривать, а не стрелять в него. Так нам еще недавно казалось.

Однако факты показывают, что гуманные идеи не имеют веса для тех, кто воплощает власть. Что гораздо хуже – и для тех, кто поддерживает эту власть. Даже если поддержка заключается лишь в отсутствии оспаривания и приспособлении к ней. Признать нужно, что гуманизм не прижился в сознании большинства. Именно это и вызывает непонимание. Как можно не принять, что свобода лучше рабства и что лучше делать любовь, чем войну? Очевидно, что можно.

Также очевидно, что на той чаше весов, которая перевешивает все гуманные идеи, располагается магнетизм власти. Не власти каких-то других идей, а просто власти как таковой. Сила этого влияния беспрецедентна, она проникает внутрь и подчиняет, обещая покровительство, нерушимую определенность и спокойствие. В силу этого влияния люди становятся конформистами, а многие даже убежденными адептами.

Под фейсбучным постом о приговоре Марии Колесниковой одна образованная российская девушка оставила комментарий: «Я считаю, что любого, кто посягает на спокойствие граждан и пытается из Беларуси сделать вторую Украину, нужно сажать, и надолго. Так что еще мало дали». Что же делать с этим?

Во-первых, не забывать основы гуманизма, помнить Канта: всякий человек всегда есть цель, а никогда – средство. Во-вторых, следует принять тот факт, что ожидать гуманности от современного человечества – пустое занятие. Источник гуманности находится внутри нас, а не среди окружающих. Гуманизм – это наш глубоко личный выбор, который зачастую может значительно отличаться от того, что выбирает мир.

И, наконец, важно помнить: если «внутренний человек», тот, который «всегда есть цель», уже пробудился в нас, то какой бы ни была противостоящая ему внешняя сила, ей будет очень непросто заставить его исчезнуть. Если вообще возможно. Главное – не ослабить нашего «внутреннего человека» собственными сомнениями. Верить в себя и свой внутренний мир – это наше главное оружие.

Не нужно играть с властью в те игры, которые она предлагает. Сколько высоких идей уже исказилось в результате этих игр? Власть, по определению, играет только своими картами, и они всегда ей помечены. И так будет всегда, пока власть свои права объясняет только тем, что она – власть. Хотя, конечно, она не часто прибегает к объяснениям.

Возможно ли, чтобы во власть пришли гуманисты, и чтобы они при этом не утратили свой гуманизм? Это уже другой вопрос. Сейчас же нет ничего важнее, чем среди всего происходящего не разувериться в своем гуманизме. И не просто не разувериться, а укрепиться. Примером может служить Мария Колесникова, которая из-за решеток, в наручниках, улыбается и не теряет веру. Наверное, нет для человеческого духа более сильных времен, чем времена гонений.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы