В среду, 18 ноября 2015 года, в Московском областном суде начнется рассмотрение иска подмосковных пенсионеров, которые этим летом внезапно лишились льготного проезда в московском общественном транспорте. Сотрудник Правозащитного центра «Мемориал» Галина Тарасова и адвокат «Первой коллегии адвокатов» Юлия Бондаренко продолжают информационно-правовое сопровождение оспаривания в суде закона Московской области, который лишил подмосковных пенсионеров и других жителей области права на бесплатный проезд в Москве.
«… Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего…» Чехов, «Каштанка».
Ситуация затрагивает не только подмосковных «лишенцев». В соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ, вступившим в силу в сентябре 2015 года, граждане без юридического образования теперь не могут самостоятельно оспаривать нормативные акты органов власти. Они признаются «административно-процессуально недееспособными» и могут действовать только через представителя-юриста. Есть основания полагать, что данное нововведение направлено на снижение возможностей граждан оспаривать нормативные акты, особенно учитывая абсурдность многих региональных инициатив в последние годы. Сомнительно само понятие «административно-процессуальной недееспособности» для взрослых людей, которые не владеют юридическими знаниями. Чем они хуже юридически необразованных людей с дипломами из непрестижных вузов, порожденных деградирующей системой образования? Такое ограничение прав граждан могло бы стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, но пока оно действует.
Галина Тарасова и Юлия Бондаренко стали первыми, кто подал в Московский областной суд заявление о признании недействующим закона, лишившего подмосковных пенсионеров льгот по проезду в Москве. Они представляют интересы пенсионеров, желающих оспорить данное решение.
«Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка», — Чехов, «Каштанка».
Что чувствуют пенсионеры, значительная часть жизни которых была потрачена на служение государству, которое сначала дало льготу, а потом её забрало? Это чувство унижения. Не все подмосковные пенсионеры согласны считать себя «насекомыми», которые должны безропотно мириться со всеми действиями «хозяев их жизни». Например, Ирина Болдырева из Реутова выразила возмущение из-за дополнительных материальных затрат, связанных с отменой льгот: «Теперь я ограничена в свободе передвижения, хотя часто навещала могилы близких и помогала детским домам». Теперь ей придётся за всё это платить.
На заявление об отмене закона, лишившего пенсионеров льгот, представители Московской областной Думы и Губернатора области предоставили возражения. В частности, по мнению областной Думы, «поскольку до принятия указанного Закона никаких других законов о предоставлении бесплатного проезда не существовало, то Закон № 110/2015-ОЗ не отменял право на бесплатный проезд, а устанавливал его как дополнительные меры социальной поддержки». Таким образом, изначально льгота существовала на основе подзаконных актов, а оспариваемый закон ограничивает её для более узкого круга лиц, формально вводя дополнительные меры.
Однако в результате часть льготников фактически лишилась льгот! А власти утверждают, что они не отменили льготы, а наоборот, ввели их снова. Как заявил представитель Губернатора: «Мера социальной поддержки в виде предоставления льготного проезда является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации» — власти могут как давать, так и забирать льготы. Это напоминает ситуации с Каштанкой.
Как же быть с тем, что Конституция и федеральное законодательство не допускают уменьшения ранее предоставленных прав и льгот? Ответ прост: «Не, не слышали!». Кроме того, «органы государственной власти вправе самостоятельно определять направление расходования бюджетных средств». Подмосковные пенсионеры более двадцати лет могли бесплатно ездить в Москву, навещать родственников, искать лекарства и обращаться в областные ведомства. А сейчас, в условиях кризиса и санкций, их право на бесплатный проезд отобрали, сделав из этого источник экономии. Ничего не напоминает?