В общем, благодарю дорогих коллег. Сегодня журналисты из разных агентств и радиостанций устроили мне одну из самых веселых ночей в жизни. Мы сейчас на границе штатов Аризона и Нью-Мексико, в самом сердце Дикого Запада. Вместе с Мотей мы осматриваем потрясающие пейзажи и жизнь ковбойско-индейских городков, которые, кажется, замерли со времен золотой лихорадки 1880-х годов. С Москвой у нас сейчас 11 часов разницы.
Около часу ночи началась череда звонков: мне сообщали, что в твиттере Митволя написано, что меня вместе с Акуниным, Быковым, Познером и Муратовым пригласили на церемонию вручения премии, а мы отказались идти.
На все эти вопросы я теперь снова отвечаю. Что касается Акунина, Быкова, Познера и других (насколько мне известно, там еще и Парфенова звали) — вопрос отдельный: зачем им было бы идти в статусе приглашенных свидетелей награждения? Все они занятые люди, и каждый сам решает, есть ли у него время и желание быть «свидетелем». Что касается меня, я как собирался вернуться из отпуска в Москву только в конце этой недели, так и вернусь. Менять свои планы и стремглав мчаться с другого конца света просто потому, что мне позавчера позвонили с вопросом, смогу ли я присутствовать на церемонии, мне показалось совершенно не нужным. Об этом я и сообщил звонившей из Белого Дома девушке.
Тем более, что еще в ноябре, когда премия была присуждена, я много раз говорил и писал, что она принадлежит не совсем мне, а скорее журналу «Вокруг Света», отметившему в 2011 году свой 150-летний юбилей. Премию от имени журнала получили генеральный директор Светлана Головатюк и арт-директор Антон Федоров. Вот и славно.
P.S. Отдельно хочется отметить, что комментарий пресс-секретаря Путина г-на Пескова: «У всех приглашенных была возможность высказаться и наладить диалог с председателем правительства. Они сослались на занятость. Ранее многие из них говорили, что хотят довести свои соображения до власти. Жаль, что они не воспользовались возможностью…» — представляется мне очередной грубой бестактностью, с которой раз за разом выступает путинский аппарат. В народе это обычно называют хамством. Именно это и есть.
Что бы ни говорили — хоть про Брежнева, хоть про амфоры, хоть про «финансирование митингов из-за рубежа» — всегда это выглядит как ногой в суп. Вообще-то у людей принято, что если кто-то хочет обсудить что-то с кем-то, он прямо об этом говорит. Дескать, «здравствуйте, я такой-то, хотел бы с вами встретиться и обсудить то-то и то-то. Давайте повидаемся в удобное время и поговорим». А когда вместо нормальных навыков человеческого общения у чиновников вырастает какой-то дворцовый протокол, это вызывает лишь презрение и насмешку. Сейчас все вскочили, отряхнулись и понеслись — раз есть уникальная возможность нашептать что-то высокопоставленному лицу. Дескать, «Еговысокопревосходительство» нынче добрый, готов послушать минуту… Совсем у людей, там, в Кремле, мозги съезжают.