Сергей Пархоменко: Чем отличается американская FARA от наших законов об иноагентах

С тех пор как мадам Захарова и её сторонники продолжают утверждать, что российское законодательство об иностранных агентах — это всего лишь «американский опыт», стоит напомнить о сути различных законов, принятых в этих странах.

В последние дни было много обсуждений относительно американского закона о регистрации «иностранных агентов» (FARA), который, по мнению некоторых, якобы идентичен новому российскому закону, позволяющему присваивать звание иностранного агента любому гражданину России. Однако это не так. На практике, это может быть даже не гражданин — любое лицо с паспортом может стать объектом этого закона, если российские власти решат выразить свое недовольство.

Закон FARA был принят ещё в 1938 году в ответ на активные пропагандистские действия ряда иностранных государств, в первую очередь Германии, которые стремились подорвать моральный дух страны перед началом Второй мировой войны. С тех пор закон подвергся множеству изменений, и значительная переработка произошла в 1966 году. Сравнивать FARA и российские законы абсолютно некорректно, особенно с учетом того факта, что в России под «иностранных агентов» стало возможным подводить сначала некоммерческие организации, затем любые организации, а теперь и физических лиц.

Важный момент: FARA требует, чтобы физическое или юридическое лицо зарегистрировалось только в том случае, если оно действует под контролем иностранного «принципала» и в его интересах. При этом существуют исключения в зависимости от вида деятельности, включая научную, образовательную и коммерческую сферы. Более того, FARA чётко определяет, что такое «политическая деятельность», требующая регистрации. Это может включать участие в действиях, направленных на влияние на правительственные органы США или на население страны в целом.

Кроме того, закон устанавливает конкретные обязанности для «иностранных агентов». Они могут выступать в качестве консультантов, рекламационных агентов, сотрудников информационных служб и так далее. Важным аспектом является то, что FARA устанавливает прямую связь между действиями агента и оплатой от принципала.

В отличие от этого, российский закон позволяет регистрировать любого человека как агента, если он что-то опубликовал для неопределённого круга лиц, либо получил деньги из-за границы. Таким образом, этот закон затрагивает миллионы людей, включая авторов публикаций, и становится инструментом произвольных репрессий.

У российского закона отсутствуют механизмы оспаривания и защиты от обвинений, что делает его особенно опасным. В комментариях ниже можно найти ссылки на специальные ресурсы, где подробно объясняется действие FARA и его применение. Рекомендуется ознакомиться с конкретными примерами, чтобы лучше понять, как эти законы действуют.

Для получения подробной информации о американском законе о «иностранных агентах», а также коллекции случаев, вы можете ознакомиться с представленными ниже источниками:

Подробности о FARA
Модельные случаи применения FARA
Описание случаев признания «иностранным агентом»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы