Пять шагов по искоренению коррупции в России (требует законодательного решения)
Подводя итоги 2009 года, становится всё более очевидным, что Presidents РФ, периодически провозглашая борьбу с коррупцией как приоритетную задачу, на самом деле получают обратный эффект. Коррупция продолжает усиливаться и угрожает устоям самого государства. Однако есть простые меры, не требующие серьёзных материальных вложений, которые уже доказали свою эффективность.
Первый шаг. Необходимо разделить «дающего» взятку и «берущего» по разные стороны баррикад. В условиях, когда обе стороны несут одинаковую уголовную ответственность, интерес обеих сторон заключается в сокрытии преступления. Если оставить уголовную ответственность исключительно для «берущего» (вымогающего, намекающего и т.д.), то у того, кто вынужден давать (или уже дал) взятку, появится возможность публично раскрыть факт дачи, не опасаясь уголовного преследования! Сотни тысяч предпринимателей и граждан смогут на страницах газет и интернет-сайтов рассказать о своих случаях дачи взяток или откатов. Введение лишь этой поправки в уголовный кодекс, освобождающей от ответственности «дающего» взятку, способно значительно снизить уровень коррупции.
Второй шаг для нашей страны, возможно, самый сложный. Если будет доказан ущерб государству коррупционными действиями определённого чиновника, он должен будет не только понести уголовное наказание, но и погасить перед государством сумму ущерба посредством выплаты. Если выплатить ущерб невозможно (часто имущество оформлено на других лиц), должна применяться мера, аналогичная аресту с отработкой причинённого ущерба. К примеру, в Германии должник, отработав один день, погашает долг в пять евро. Сто дней принудительных работ равняются погашению долга в 500 евро и т.д. В такой системе должник становится заинтересованным в скорейшем возврате долга. При отсутствии возможности вернуть большую сумму он рискует провести всю жизнь на общественных работах. Таким образом, желание залезать в государственный карман сводится к минимуму.
Третий шаг. Чиновник, запятнавший свою честь, должен терять право занимать любые должности на государственной или муниципальной службе, связанные с использованием и распределением бюджетных средств. Для этого необходимо создать единую электронную базу данных, где каждый желающий мог бы узнать о таких лицах и контролировать это.
Четвёртый шаг представляет собой довольно банальную идею – установить процент премиального вознаграждения (например, от 1% до 100% от суммы отката или взятки) для сотрудников ФСБ и МВД, которые поймали нечистоплотного чиновника за нарушением.
Пятый шаг является одним из самых корневых и первопричинных – необходимо изменить положения ряда законодательных актов, которые поощряют взяточничество. Например, в таможенном кодексе суммы, необходимые к уплате таможенных пошлин, рассчитываются как процент от стоимости чего-либо, например – автомобиля. На первый взгляд, это логично, однако реальная базовая стоимость, используемая в качестве точки отсчёта, может быть завышенной или заниженной, что открывает огромные возможности для таможенных инспекторов. Сложная методика оценки в таможенных органах – наглядный пример существующих проблем в законодательстве. Государство, якобы заботясь о наполняемости казны, фактически создает условия для коррупции и обмана граждан.
Представим, что в таможенном кодексе появится норма, согласно которой за каждый ввезённый автомобиль уплачивается фиксированная таможенная пошлина в размере 3000 евро. В таком случае, при ввозе 1 миллиона автомобилей за год государство получит 3 миллиарда евро, а личный доход таможенных начальников составит ноль рублей. Не будет повода для торга, так как у всех будет ясна сумма пошлины. Для счётной палаты это станет лёгким делом для контроля. Понятно ли это законодателям? Они продолжают волноваться о коррупции, в то время как её корни глубже, чем кажется.
Проблема коррупции достигла нового уровня. В Государственной думе, Совете федерации, Правительстве РФ и Администрации Президента, по всей видимости, нет тех, кто действительно заинтересован в её ликвидации. На сегодняшний день не было предпринято ни одного действительного шага в этом направлении, кроме отдельных телерепортажей, создающих иллюзию борьбы с коррупцией. Если хотя бы один-два из пяти предложенных шагов будут реализованы, можно будет говорить о начале настоящей борьбы с этим позорным явлением.