Интеграционные отношения России и Беларуси представляют собой факторы не только внешней, но и внутренней политики обеих стран. Для Беларуси объединение — это возможность вновь стать частью большого государства, тогда как для России интеграционный процесс ассоциируется с решением более глобальной проблемы: сможет ли Россия вновь стать великой. Поэтому потеря шанса на воссоединение воспринимается народом болезненно, учитывая общий исторический контекст. Московское руководство принимает курс на минимизацию транзитной зависимости от Беларуси.
Начало двухтысячных годов ознаменовалось теплым «конфетно-букетным» периодом в истории отношений двух народов. Лукашенко иногда демонстрировал намерение строить Союзное государство, за что щедро получал от России дешевые энергоносители. Однако ситуация изменилась в 2002 году, когда Путин произнес свою знаменитую фразу о необходимости отделить «мух от котлет». Россия сделала выбор: её интересуют экономика и бизнес, а с кем их решать — не важно.
Ситуация ухудшилась, когда Лукашенко после очередного геополитического маневра в сторону Запада привел к тому, что Россия начала вкладывать миллиарды долларов в строительство газопровода в обход Беларуси. Взаимоотношения официального Минска и Москвы пережили не лучшие времена. Построить газопровод Россия начала именно в тот момент, когда Беларусь начала реализацию «Восточного партнерства». «Поворот нефти в обход Беларуси — это освобождение России от зависимости от неё. Поэтому дотации России и желание покупать белорусскую продукцию окажутся под вопросом», — отмечал Кирилл Коктыш в своем анализе предвыборной ситуации в Беларуси в 2010 году.
После маневров Лукашенко Кремль постепенно начал избавляться от «энергетической иглы» Беларуси. Экономика страны к этому оказалась совершенно не готова, и власти также. Стороны вступили в эпоху торговых войн. Первый «газовый» конфликт произошел в 2004 году, и далее конфликты сменяли друг друга — газовые, нефтяные, молочные и снова газовые. Все это время Лукашенко порой позволял себе дерзкие выпады в адрес российского руководства, в том числе и президента Путина. Тот, как настоящий чекист, либо игнорировал эти выпады, либо отшучивался, ожидая своего часа.
Недавние события показали ошибочность мнения о невозможности достижения договоренностей между Путиным и Лукашенко. Договоренности были вынужденно достигнуты, а амбиции и неприязнь политикам пришлось временно «позабыть». Какую цену заплатил Кремль Лукашенко за втягивание Беларуси в «новую империю»? Саммит Таможенного союза в Москве завершился пафосными заявлениями президентов-участников о блестящих перспективах сотрудничества и создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Однако пока это лишь декларация о намерениях.
Показательно, что партия «Единая Россия» превратила вопрос об интеграции в главную тему своей избирательной кампании. На фоне апатии избирателей к парламентской и президентской кампаниям интеграция стала электорально выгодной темой. Политически она сработала в Беларуси и актуальна для предвыборной России. Медведев и Путин нуждаются в позитиве для россиян, и Лукашенко приходится уступать им первенство в интеграционных процессах.
Понимая риски, Лукашенко не мог не осознавать, что для него тема интеграции крайне важна — это его способ сохранить власть и финансирование. Автор статьи о трансформации суверенитета отметил, что Лукашенко переживает тройной кризис: доверия, отношений с Западом и экономический. Победа на интеграционном поле 18 ноября 2011 года имеет такой же эффект, как подписание договоров с Россией 9 декабря 2010 года. Торжественные улыбки и похвала президента России, подкрепленные крупным кредитом, смягчили горечь утраты статуса «героя-объединителя».
Таким образом, Лукашенко снова сумел добиться тактической победы. Находясь между внутренними экономическими проблемами и охлажденными отношениями с западными кредиторами, он выжал максимум из отношений с Россией и Казахстаном, получив газ по внутрироссийским ценам, нефть и электричество без пошлин. Миллиардный кредит временно поддержит его власть в условиях экономической нестабильности.
