Как происходит захват земли и кто захватывает? Наглядные ответы можно получить в Ярославской области.
Ярославль, парк «Дружба» — один из последних уцелевших зеленых уголков в центре города. Уцелевших – не значит нетронутых. Парк давно уменьшился в размерах из-за строительства дома, в котором, к слову, проживает лидер местной «Единой России» Александр Дегтярев. Однако часть парка с большой клумбой еще осталась. Ненадолго. Мэр города, Волончунас, отдал ее под застройку.
Кому? Олигарху Виктору Мунякову, владельцу торговой сети «Лотос-М». Почему я называю его олигархом? В силу его особых отношений с мэром, которые приносят ему значительные доходы. Ранее ему было позволено фактически уничтожить еще один культурный памятник 30-х годов прошлого века – клуб «Гигант». На месте парка «Дружба» он собирается возвести развлекательный центр, но депутат городской думы Урлашов уже знает, что это будет здание с офисами и апартаментами. Остатки парка преобразятся в огороженный палисад перед новым сооружением.
После посещения парка мы пересеклись с митингующими против монополии «Единой России». На следующий день отправляемся в Рыбинский район. Здесь, недалеко от «Рыбинского моря», расположена деревня «Ясенево» — дачный поселок, где местные жители мирно проводили время, купаясь в море и собирая грибы в соседнем лесу. Но на небольшой дом отдыха «Луч» положили глаз московские олигархи.
«Луч» занимал небольшую территорию, а вокруг шумел первозданный лес. Какими-то махинаторскими способами лес был присоединен к дому отдыха, который затем превратился в частный отель «Гелиопарк». Заявлены десятки коттеджей, гигантский ресторан и другие развлекательные объекты, которые, по словам разработчиков, не подпадают под понятие капитального строительства, которое запрещено на землях лесного фонда.
Нет, это не капитальное строительство! Доступ обычных граждан на территорию отеля закрыт. Самовольный КПП ограничивает доступ в бывший общественный лес. Чтобы туда попасть, нам пришлось прикинуться потенциальными клиентами. Однако, как только мы оказались на территории, появился управляющий отеля, который быстро заподозрил, что мы не обычные гости.
Я поинтересовался у него «ценой вопроса». Аренда коттеджа составляет 9-12 тыс. рублей в сутки, гостиничного номера — 4-6 тыс. В долларовом эквиваленте это около $450 за ночь. В конце экскурсии я напомнил нашему гиду о Водном кодексе, который требует оставлять 20-метровую полосу для доступа граждан. Но он ответил, что расстояние от воды до территории отеля варьируется от 5 до 50 метров, и когда оно составляет 5 метров, рыбаков с причалившихся лодок охранники пускают дальше на берег. Однако доступ на берег с суши жестко пресечен.
Таким образом, вход на берег «Гелиопарка» заблокирован, и охрана это активно контролирует. Но это лишь «цветочки» по сравнению с масштабными планами отеля. Отталкивая от народа лес, его владельцы начали захватывать и другие прилегающие территории. Для завладения сельхозземлями совхоза «Приморье» было создано ООО «Приморье», которое мошенническим путем начало присваивать земельные паи бывших членов совхоза. Главный инструмент мошенничества – фальсификация протоколов собраний дольщиков.
Оттяпав эту землю, ООО добилось от местных властей решения о переводе земель из сельскохозяйственных в земли поселений. Из 1200 га под застройку было выделено 700 га плодородного слоя. Это было легко, поскольку директор ООО «Приморье» и глава поселения «Глебовское» — одно и то же лицо — В.Ф. Дьяков. На месте Мухинского поля, бывшего пастбища, была вырыта бухта для яхт, а на прилегающем сельхозполе начато строительство яхт-клуба с гостиницей, кафе и барами. Сельского хозяйства здесь больше не будет.
К этому месту, пренебрегая природоохранным законодательством, построили 5-километровую дорогу, предварительно вырубив больше деревьев, чем в Химкинском лесу. О Химкинском лесу все хоть что-то слышали, поскольку его защищали, но Рыбинское море от Москвы далеко, и защитником местного леса остался лишь один человек — Евгений Новиков, местный фермер и лидер рыбинского «ЯБЛОКА». Он борется не только за общественные земли, но и за свои собственные.
В 1991 году он получил участок для ведения фермерского хозяйства, поверив в обещания государства о поддержке фермерства. Его хозяйство стало расширяться за счет аренды новых площадей. Однако, когда начались захваты, его арендованные земли отняли. Евгений понимает, что скоро дойдет очередь и до его собственной земли. При такой рентабельности ($400 в сутки за один коттедж) экспансия «Гелиопарка» продолжится до тех пор, пока все Рыбинское водохранилище не превратится в внутреннее море этого отеля.
Новиков организовал митинг против захвата побережья. Местные жители вышли на акцию с плакатами «Верните лес, не трогайте речку!» и «К ответу губителей лесов и полей». Он подчеркнул, что в Рыбинском районе как никогда актуален лозунг партии «ЯБЛОКО»: «Вернем народу землю и воду!» Кто же захватывает землю и воду? Отелем «Heliopark Бухта Коприно Club Hotel» владеет ООО «Озерный край» с уставным капиталом в 10 000 рублей.
«Край» принадлежит двум кипрским компаниям ATPAKA INVESTMENTS LIMITED и AGRANTA GROUP LIMITED, а также частному лицу Сергею Бачину. Этот г-н Бачин числится и среди акционеров ООО «Агранта» (30%, остальные доли — у кипрских офшоров). Бачин является председателем Совета директоров девелопера ОАО «ОПИН». ОПИН ранее принадлежал совместно структурным единицам Прохорова и Потанина, но в прошлом году в ходе их «развода» отошел Михаилу Прохорову. Так мы побывали в гостях у самого председателя партии «Правое дело» — на следующий день после его избрания.
Вот и ответ на поставленный в начале вопрос: кто захватывает землю? Это олигархи – местные (муняковы) и федеральные (прохоровы). А как захватывает? Руками мэров и глав сельсоветов – волончунасов и дьяковых. Завтра в 12:08 расскажу, как все, что мы увидели, связано с политической идеологией нового лидера правых.