5 июня – День охраны окружающей среды. Отметить его мы решили на Нахимовском озере Выборгского района Ленинградской области вместе с активистами движения «Открытый берег». Наша цель заключалась в том, чтобы попасть на самые ценные участки берега. Эти места когда-то были любимыми территориями отдыха местных жителей и петербуржцев, а сегодня они захвачены чиновниками и бизнесменами, в том числе достаточно известными, такими как вице-губернатор области Сергей Козырев, а также олигархи Дмитрий Михальченко, Игорь Минаков и другие.
На озере расположены четыре коттеджных посёлка, которые незаконно захватили береговую полосу, прав на эти земельные участки у владельцев коттеджей нет. Тем не менее, на некоторых «поместьях» предусмотрены вертолетные площадки. В нарушение статьи 6 Водного кодекса ограничен доступ к воде для жителей посёлков Цвелодубово, Ганино и Овсяный, что затрагивает около 2000 жителей. Прокуратура признает эти нарушения: в отдельных случаях она обращается в суд, однако в иных сообщает, что берег освобожден добровольно, хотя на самом деле все участки береговой полосы остаются захваченными, а решения судов не исполняются. Мы в этом убедились на месте.
«Прокурорский берег» – так в народе называют коттеджный поселок с незаконно застроенной береговой полосой между селами Цвелодубово и Овсяное. Коттеджи построены на территории Лесного фонда и, более того, на территории созданного в 2008 году заказника муниципального значения «Илола», где застройка запрещена. Несмотря на жалобы жителей, прокуратура реагировала на нарушения крайне неохотно. Активисты считают, что настоящим владельцем одного из участков в этом коттеджном поселке является начальник управления Генпрокуратуры по Северо-западному округу Сергей Бедниченко. Эту информацию мы намеревались проверить в первую очередь.
К инспекции власти подготовились основательно: накануне запугали местных жителей, которые обещали нам лодки. Пришлось взять несколько судов, оставшихся на полуразвалившейся турбазе со времен СССР. Местная прокуратура также подготовилась: 1) заставила владельцев наспех снести все заборы, перегораживающие берег; 2) явилась к нам в полном составе во главе с заместителем прокурора Ленинградской области Павлом Панфиловым.
Мы вместе проследовали в коттеджный поселок с народным названием «Прокурорский». Для этого нам пришлось пробраться через густой ельник – владельцы крайней дачи сняли несколько секций забора, прилегающих к воде, но на их месте высадили живую изгородь. На этом участке нам встретился мужчина, представившийся господином Беляковым, зятем гражданки Дюбиной – владелицы участка. Он заверил прокуроров, что участок действительно принадлежит его теще, а не С. Бедниченко, как утверждали активисты. Этот факт косвенно подтвердил справедливость названия «прокурорского берега». Панфилов при этих словах явно встревожился, и на этом тема «беглого» Бедниченко была закрыта.
На следующих участках секции забора, прилегающие к воде, также были сняты. В некоторых местах ленивые хозяева не потрудились спрятать скрученные блоки, прислонив их к краю забора. Не попытались скрыть и трубы для слива сточных вод и канализации. Всю дорогу нас сопровождали активисты «Молодой гвардии «Единой России», которых никто не приглашал. Когда мы обнаружили следы недавно демонтированного забора и снесли оставшуюся сетку и металлические опоры, юные едросы ядовито заметили, что для этого следовало бы получить решение суда. Я предложил им самим судиться.
На участке, где было выявлено больше всего нарушений: в трех метрах от кромки воды был возведен капитальный гараж для лодок и многометровый пирс. Мы установили табличку с выдержкой из 6 статьи Водного кодекса с подписью «Ограничение свободного доступа граждан незаконно!».
После посещения «прокурорского берега» прокуроры удалились. Мы пригласили их обследовать также коттеджный поселок рядом с Ганино – на противоположном берегу Нахимовского озера, но они отказались. Пересечь озеро мы собирались на лодках, взятых на базе. Однако при транспортировке лодок к месту сбора наши активисты столкнулись с проблемами – неожиданно появился катер Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), выявивший якобы нарушения и не разрешивший нам передвигаться по воде. Мы предупредили прокуроров и предложили договориться с ГИМС, но они ответили, что ГИМС им не подчиняются и попросили сообщать о нарушениях в понедельник в рабочее время. После этого прокуроры удалились.
Тем не менее, мы рискнули пересечь двухкилометровое водное препятствие, чтобы попасть на т.н. «Бандитские берега». Я вместе с съемочной группой телеканала 100 ТВ сел в специально привезенную с собой резиновую лодку. У ГИМСа к ней претензий быть не могло, однако они появились! Нашу лодку инспекторы ГИМС задержали посередине озера за: 1) отсутствие нотариально заверенной доверенности от владельца; 2) просроченный техосмотр; 3) «отсутствие паспорта на федеральном водоеме». Занимаясь нашим задержанием, инспекторы упустили другие лодки, которые таким образом успели добраться до Ганино.
Лодки причалили к выложенной камнем пристани огромного дворца. Береговая линия там была изменена, и за каменной набережной с кованными решетками находился небольшой пруд. Формально это поместье называется ООО «Новостар», а на деле это просто дача некоего Тюхменева. С самим Тюхменевым активисты встретиться не смогли, но вот его представитель оказался в этот день гостеприимным человеком. Он с возмущением отверг обвинение в нарушении водного законодательства: и железные ворота у него хоть и есть, но всегда открыты, и кованный забор – настолько маленький, что можно перешагнуть.
Активисты все же установили табличку с выпиской из Водного кодекса и на этом, бандитском, берегу. В это время нашу лодку уносило течением. Мы причалили у «Банкирского берега» – третьего пункта нашей инспекции. Это название носит скопление элитных коттеджей с огороженной и застроенной береговой линией на северной границе поселка Цвелодубово. Согласно ответам прокуратуры, у участков три владельца – некие Громов, Столов и Никонов. Доступ на благоустроенный берег здесь также оказался открыт. Мы обнаружили, что секции забора, примыкавшие к воде, убраны, от них остались только бетонные основания. Местные активисты рассказали, что еще совсем недавно этого прохода не было, он был полностью перегорожен забором.
Совершенно очевидно, что столь изящное благоустройство берега не могло осуществляться хозяевами в условиях свободного доступа граждан. На ухоженном газоне «дикари» разбили палатку и признались, что раньше никогда не удавалось пройти на эту территорию. Лейтмотивом нашей инспекции стали слова на майках участников: «ВЕРНЕМ НАРОДУ ЗЕМЛЮ И ВОДУ!». Все зафиксированные нарушения будут направлены в Генпрокуратуру, Росприроднадзор и губернатору Ленинградской области.
