Травля Лужкова ничем не отличается от травли Ходорковского. Судьба обоих – в руках Путина.
Нынешняя избирательная кампания обнажила уникальные «двойные стандарты» практически у всех политических сил. Когда кандидат от «Справедливой России» Виноградов подает иск на снятие с выборов кандидатов КПРФ (Губенко и Лакеева), это никого не смущает. Когда «ЯБЛОКО» по тем же основаниям подает иск против кандидата «Справедливой России», поднимается чудовищный визг. И больше всего визжит именно «ЯБЛОКО». Двойные стандарты, как правило, ведут к травле. Сегодня травят меня, а завтра будут кого-то другого.
«Справедливая Россия» хочет семилетних сроков для Кремля, но одновременно призывает к «большой перемене» в Москве. Коммунисты требуют честных выборов, но при этом ходят с портретами Сталина, который первым сказал: «неважно, как проголосуют, важно, как подсчитают». Гозман обвиняет кого-то в «лежании под Лужковым». Сам он, видимо, перед Кремлем не лежит, а стоит. Вопрос – в какой позе?
«Солидарность» справедливо возмущается травлей Подрабинека. Но при этом вместе с кремлевскими партиями присоединяется к другой травле – мэра Москвы. Говорят, к этой кампании уже присоединились нацисты. На этом вопросе остановлюсь подробнее.
В книге Немцова говорится о «коррупции» Лужкова. В качестве доказательства приводятся факты выделения земельных участков в Москве компаниям Елены Батуриной. Прошу прощения у тех, кто сейчас завизжит от ярости, но нельзя называть коррупцией действия, не противоречащие закону. Когда я обвинял в коррупции префекта СЗАО Козлова, я показывал журналистам его незаконное распоряжение о выделении земельного участка в ООПТ «Долина реки Сходня». И, кстати, Лужков его потом за эту коррупцию снял.
Ссылки на постановления Правительства Москвы в книге Немцова приводятся только в тех случаях, когда они упоминались в газетах. Газеты – слишком скользкая доказательная база для обвинений, особенно советские. Например, там пишут, что я кусаю милиционеров. Но дело даже не в этом. Внимание, готовьтесь к следующей вспышке своей ярости. По большому счету, Батурина занималась тем же, что и Ходорковский. Она приобретала выгоду в соответствии с законодательством, как и любой бизнесмен в России с начала 90-х и по сей день. В любой другой стране это было бы нормально.
Отличие России в том, что ее законы позволяют бизнесу извлекать выгоду из близости к власти. Это обстоятельство является сердцевиной олигархической системы, фундамент которой заложил младореформатор Немцов вместе со своими друзьями Чубайсом и Березовским. Неважно, какая близость – родственная, дружеская или политическая. У Ходорковского она была политической, поэтому он и участвовал в дележе страны на залоговых аукционах.
Возвращаемся к двойным стандартам. Извлекают выгоду, пользуясь российскими законами, все, кто имеет такую возможность. А обвинить в этом можно лишь кого-то одного. Вот с этого и начинается травля. В 90-е и начале 2000-х законодательство позволяло налогоплательщикам самостоятельно определять налоговую базу. Извлекали из этого выгоду все, кто умел, а посадили в конечном счете только Ходорковского. По политическим мотивам.
Выгоду из вполне законного права передавать землю в собственность близкому бизнесу извлекают все губернаторы и множество федеральных чиновников. А травят сегодня одного Лужкова, и тоже по политическим мотивам. В этом смысле травля «Солидарностью» и «Правым делом» Лужкова ничем не отличается от травли Ходорковского Путиным. Мрачность аналогии усиливается тем, что судьба обоих тоже зависит от Путина.
«ЯБЛОКО» — оппозиционная партия, в том числе и к Лужкову. Мы против бесконтрольной раздачи земли – не только Батуриной, но и другим инвесторам, и не только в Москве, но и в других регионах. Но мы никогда не будем лаять в своре, которая травит кого-то одного за то, что делают все. Мы знаем, что завтра объектом травли может стать тот, кто сегодня травит.
Сегодня, когда власть и радикалы увлеченно соревнуются в травле отдельных представителей друг друга, мы еще раз категорически заявляем, что осуждаем все эти травли – и Подрабинека, и Ходорковского, и Лужкова. Мы снова подчеркиваем, что право раздавать землю без учета конфликта интересов – это практика, разрешенная законом. «ЯБЛОКО» пыталось исправлять это неоднократно, но всегда наталкивалось на отпор чиновников.
Может быть, нынешние события чему-то их научат. Наблюдая за травлей мэра Москвы, все чиновники, включая Путина, должны понимать, что каждый из них раньше или позже может оказаться на месте Лужкова. Каждый бизнесмен, получающий милости от власти, может стать Ходорковским. Если в законах не установлены четкие правила игры, учитывающие баланс интересов и их возможный конфликт, это не только помогает оказывать преференции близкому бизнесу, но и дает возможность в любой момент сделать козлом отпущения по политическим мотивам.
В каждом законе, где правила игры прописаны с нарочитой нечеткостью, для каждого чиновника и бизнесмена зашифрована черная метка: «Делай, что хочешь, а потом я решу, наказывать тебя за это или нет». Подпись под этой шифровкой – простая и емкая: ВЛАСТЬ.