Недавно я писал о вандальном благоустройстве, но, похоже, в Москве у нас теперь царит настоящий вандализм. К началу отопительного сезона резко обострилась проблема капитального ремонта. Число капремонтов, начавшихся по этой странной программе, достигло критического уровня. Жизнь значительного числа москвичей неожиданно превратилась в ад, и это число только растет.
Подъезды, а в некоторых местах и полы, заливает вода разных температур — от холодной до кипятка. В квартирах и на чердаках где-то бьют фонтаны. У кого-то старые трубы и батареи отключены, а новые не устанавливаются. Капремонт срывается по срокам, в результате чего перестают реагировать на аварии, утверждая, что все равно будет капремонт. А бывает, что аварии происходят из-за того, что, не завершив ремонт, включили воду, и она хлынула.
Отсутствуют проектирование, планирование работ, отбор генподрядчиков и субподрядчиков, управление работами на площадке, контроль выполненных работ и коммуникации с жителями. Вдобавок стоит учесть отсутствие взаимопонимания между жителями и рабочими, которые не владеют русским языком. Этот ужас происходит не везде, а только в тех районах, где началась реализация программы, например, в Хамовниках. Но, как вы понимаете, этот ад ждет всех.
Напомню, что в Москве установлена самая высокая в России плата за капремонт — 17 рублей за квадратный метр. И эту плату мы обречены платить всю жизнь, даже те, для кого капремонт стал настоящим испытанием. При такой высокой плате Москва, в отличие от других регионов, не приняла региональный закон о капитальном ремонте, и это — одна из главных причин происходящего. Ведь в законе должны быть прописаны механизмы контроля за исполнителями программы — руководством Регионального фонда, Департаментом капитального ремонта, префектурами и «жилищниками».
Самое страшное в этом БЕЗ-ЗАКОНЬЕ – отсутствие любых прав у жильцов. Они не участвуют ни в составлении перечня работ, ни в их приемке. Жаловаться им абсолютно некому. Самое продуманное мероприятие в истории с капремонтом — это изъятие у населения денег, тогда как работы и их качество никого не интересуют. Фонд капремонта оказался очередной кормушкой для чиновников и жилищников.
В сложившейся ситуации я требую от мэра Собянина создать группу оперативного реагирования, в которую войдут представители Мосжилинспекции, Мосгорстройнадзора и МЧС, чтобы реагировать на все случаи провального капремонта. Силами этой группы необходимо обеспечить бесперебойную и безаварийную подачу всех коммунальных ресурсов в таких домах, организовать действительно работающую горячую линию по данной проблеме, остановить программу в тех домах, куда еще не пришли халтурщики, и отправить в отставку П. П. Бирюкова и руководство ДКР капитального ремонта, заменив их грамотными специалистами.
Нужно немедленно приступить к разработке закона о капитальном ремонте, в котором будут прописаны контрольные механизмы и права жильцов. Федеральный закон о капитальном ремонте требует коренных изменений. Принцип общака, который сегодня там заложен, ведет к тотальной халтуре. Капремонт должен рассматриваться как услуга, которую город оказывает каждому конкретному дому или, по выбору жильцов, — независимым подрядчиком. Нет услуги — нет платежей. Халтурная услуга — значит исправление халтуры за счет подрядчика и возврат уплаченных денег. При этом сначала должна предоставляться услуга, а затем, по ее приемке жильцами, осуществляться оплата. Так проводятся капремонты в цивилизованном мире. Но в России пока еще предстоит это построить. А пока в Москве необходимо в буквальном смысле спасать людей.