Самодержавие, православие, офшорность

Свершилось! Историки Древней Руси вздохнули с облегчением. Президент России В.В. Путин поставил точку в длительном споре о том, крестился ли князь Владимир в Херсонесе (Корсуни). Этот вопрос был зафиксирован еще в Повести временных лет, где упоминаются и альтернативные мнения о месте крещения.

Но это не единственное заявление лидера страны. Оказалось, что главное не в том, что князь принял православие, а в том, что с Корсуни началось «централизованное укрепление российской государственности». В связи с этим Путин предложил объявить Херсонес «русской Меккой».

Попытка интерпретировать Владимира как «крымнашиста» вызывает сомнения. Быстро завоевав Корсунь, скорее благодаря предательству, князь затем с такой же легкостью вернул её византийцам в качестве приданого за невесту, присланную ими. В этом контексте его «духовным преемником» следует считать Н.С. Хрущева. После этого Владимир стремительно отправился в Киев свергать идола Перуна. Утверждение о том, что киевский князь начал «укрепление российской государственности», остается неясным, так как в то время таковая не существовала.

Государственность Владимир не начинал, а продолжал развивать, но не российскую, а киевскую. Стремление представить князя Владимира не тем, кем он был, становится навязчивой идеей для Путина. В угоду этой идее памятник рядом с Кремлем облачен не в княжеское, а в монашеское одеяние. Похоже, что именно эта концепция станет центральным стержнем его избирательной кампании.

С момента переноса дня выборов на 18 марта стало понятно, что главной темой станет присоединение Крыма. Однако о конкретных аспектах мы узнали только сейчас. Ожидается, что в оставшиеся полгода мы услышим много о том, что Крым – это и есть та самая «скрепа», которой недоставало для окончательного единства России. Патриарх также обязательно выскажет свое мнение по этому поводу ближе к выборам.

Кроме прагматической цели переизбрания в марте 2018 года, эта кампания служит дополнительной цели – ещё крепче привязывает Крым к России. В условиях, когда мировое сообщество не спешит признать аннексию, отсутствие внешней легитимации необходимо чем-то компенсировать. И здесь на помощь приходит внутренняя «канонизация» этого акта: захват полуострова приравнивается к сакральному воссоединению России с её священной колыбелью, русской Меккой.

Возвышенно-духовная повестка для кампании Путина позволяет отвлечь внимание от актуальных проблем: снижения уровня жизни, коррупции, сырьевой зависимости, социального неравенства и офшоризации экономики.

Сразу с притязаниями на «русскую Мекку» был опубликован любопытный доклад. Авторы – известные экономисты, которые на основе новейших статистических данных ещё раз подтверждают известные факты: 1) В России – один из самых высоких уровней социального неравенства в мире; 2) Неравенство в стране растет существенно быстрее, чем в Китае и посткоммунистических странах Европы; 3) Выгоды от продажи сырьевых богатств получает небольшая группа лиц, отводящих большую часть своих доходов в офшоры; 4) В офшорах находится примерно половина национальных активов России; 5) Все эти тенденции, начавшиеся в 90-х, усилились и увеличились в масштабе при Путине.

Учитывая все вышесказанное, один мой знакомый правильно сформулировал девиз правления Путина: «Самодержавие, Православие, Офшорность». Однако во время президентской кампании не обязательно акцентировать внимание на последнем пункте. Назойливых оппонентов вроде Явлинского можно легко оттолкнуть аргументом: «Зато Крым – наш!» А затем добавить: «А там – наша Мекка!»

А почему именно Мекка, а не Константинополь или Иерусалим, спросите вы. Миллионы мусульман ведь тоже должны проголосовать за Путина!

Оцените статью
Ритм Москвы