Теология В.Гундяева

«Многостяжатели вместо нестяжателей именуются и земному богатству господа, а небесному богатству чужды» — так писалось в Житии Петра Афонского. В России сегодня самым активным очагом гражданского общества стал парк Торфянка, который поддерживается Русской Православной Церковью (РПЦ). Граждане протестуют против попыток строительства храма в этом парке. Однако ситуация гораздо сложнее и абсурднее.

Власти уже ясно дали понять, что храма здесь не будет, что свидетельствует о том, что позиция жителей учтена. Тем не менее, на территории парка осталось ограждение, бытовка и огромный крест. Храм не строят, но убирать все это не спешат. Почему так? На этот вопрос недавно ответил патриарх.

Настоятель несостоявшегося храма Олег Шалимов каждое воскресенье проводит молебен, явно стремясь вызвать недовольство местных жителей. В ответ на его молебны граждане закупают свистки и громко свистят. В минувшее воскресенье противостояние едва не превратилось в массовые беспорядки. Шалимов смог добраться до своей машины только с помощью полиции. Всего около 20 человек пришли на его молебен, в то время как примерно 120 пришли, чтобы его освистать. Процессия от стройплощадки к машине оказалась далекая от благочестия — народ свистел и выкрикивал: «Шалимов вор!». Эта надпись стала привычной для священника на тропинках парка.

Защитники Торфянки, ссылаясь на библейскую мораль, делают это напрасно. У Шалимова свои взгляды. Ситуация настолько обострилась, что без комментария патриарха не осталась. На 7-м фестивале «Вера и слово» ему был задан вопрос лидером организации «Сорок Сороков» Андреем Кормухиным.

Патриарх ответил обстоятельно, с явной уверенностью в том, что РПЦ имеет право строить храмы в самых красивых местах. Он утверждает: «Иначе наша страна была бы безликой». Однако это противоречит здравому смыслу: если место уже красиво, зачем там еще храм? В его словах прослеживается уверенность в том, что РПЦ вправе строить храмы где угодно, даже на земля, принадлежащих общественности.

Согласно этой логике, церковь обладает правом на любые участки земли, если они кажутся ей привлекательными. Новое направление в теологии Гундяева ставит иерархию священнослужителей в центр своей вселенной вместо Бога и Христа. Это преемственность иосифлянского стяжательства, начатого еще Иосифом Волоцким, который настаивал на праве церкви владеть землями с живущими в них людьми. Неостяжатели, во главе с патриархом Кириллом, идут дальше и утверждают, что церковь может владеть чем угодно.

Тем не менее, справедливости ради, патриарх не запрещает гулять за оградой храма в менее красивых местах. «Парк-то большой, а местечко-то маленькое!», — говорит он о том участке, выделенном для храма.

По мнению патриарха, жители, выступающие против храмостроя, просто не понимают, насколько им повезло. Храм нужен им для красоты, а покойники, которых будут носить сюда, необходимы их детям для воспитания. При этом он настойчиво верит, что РПЦ лучше людей знает, как воспитать их детей.

Далее патриарх удивил всех своим утверждением: после переноса строительства храма на другое место, защитники Торфянки якобы просили оставить крест. Однако, как показывает практика, ни одному защитнику парка не пришло бы в голову оставить крест в таком виде, окруженным забором и охраной. Это лишь подтверждает его намерение оставить незаконную стройплощадку в парке, что выглядит как мера против народа.

В РПЦ не только дозволяется захватывать чужую землю, но и лгать, по благословению Божьему. Вопрос о библейской морали здесь неуместен, так как тексты священного писания вращаются вокруг интересов РПЦ. Защитники парков становятся «христопродавцами» и «дьявольским отродьем», в то время как сторонники храмов — «людьми богоугодными», даже если совершают насилие.

Что касается политической ситуации, патриарх заметил: «Мы знаем, по крайней мере, две политические партии, которые включились в протестные настроения. Не думаю, что им это помогло на выборах». Речь идет о КПРФ и ЯБЛОКЕ. Однако КПРФ давно снизила протестную активность на Торфянке и сама защищает храмостроительство в других местах.

На пикет против РПЦ у резиденции патриарха в Чистом переулке в начале сентября пришли и верующие. Но это событие не получило широкого освещения. Хотя мы и не стремились к пиару на выборах, помощь жителям парка действительно принесла электоральные плоды в окрестностях Торфянки. В одном из участков я получил 18,06% голосов, что значительно выше среднего по округу.

Таким образом, патриарх неверно полагает, что народ поддерживает тотальное захрамление парков. Надежды на подобное до 18 сентября не оправдались.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы