Московские чиновники вновь решили ухудшить ситуацию с городской экологией, на этот раз планируя убрать с улиц самый экологически чистый вид транспорта — троллейбус. Этот вид транспорта работает от электричества, не загрязняя атмосферу вредными веществами, и отличается малошумностью, что особенно актуально для мегаполиса, такого как Москва. Но, похоже, чиновники ведут себя независимо от мнения горожан.
В Митино строительство троллейбусного парка началось еще в 1998 году, но к 2008 году он оставался недостроенным, несмотря на регулярное финансирование. Зная о недовольстве местных жителей, в 2013 году кандидат в мэры Сергей Собянин пообещал завершить строительство. Однако вскоре после этого было принято решение о перепрофилировании строящегося парка в автобусный. Это было особенно цинично, учитывая ранее данное обещание.
Теперь, вместо экологичного троллейбусного парка, жители Митино получат крупнейший в Европе автобусный парк, который ежедневно будет выбрасывать в атмосферу значительное количество загрязняющих веществ: СО — 540 тонн, СН — 360 тонн, NOx — 150 тонн, SO2 — 1780 тонн, сажи — 60 тонн. Решение о перепрофилировании принято без учета мнения жителей и без проведения необходимых публичных слушаний.
Депутаты муниципального округа Митино выступили против строительства автобусного парка, и было собрано множество подписей от местных жителей. Однако это, похоже, не обеспокоило городские власти. Чиновники предложили и вовсе «экологичное» решение: автобусы будут газовыми, хотя такие средства передвижения могут быть потенциально взрывоопасными.
На открытой площадке троллейбусного парка в Митино все еще стоят 70 газовых автобусов, отстраненных от работы после взрыва баллона в Москве в мае 2013 года. По словам старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Никиты Крушинского, газовые автобусы популярны в развивающихся странах, но в Европе переходят на более безопасные гибридные и электрические двигатели.
Импортное оборудование газовых автобусов соответствует уровню выбросов «Евро-5», что сопоставимо с дизельными двигателями. Строительство необходимых компрессорных станций требует значительных затрат. Таким образом, газовые автобусы не являются настоящей альтернативой троллейбусам.
Эксплуатация троллейбусов обходится городскому бюджету дешевле: 3.41 млн рублей в год против 3.94 млн для автобусов. Следовательно, от перепрофилирования не будет финансовой выгоды для бюджета. Очевидно, что троллейбусный парк мешает планам чиновников по коммерциализации муниципального транспорта, так как наличие троллейбусов снижает рентабельность частных автобусов.
Москвичи хотят пользоваться безопасным и экологически чистым транспортом, однако чиновники настойчиво предлагают им опасные альтернативы. Эти планы были зафиксированы в Протоколе управляющего комитета по «Наземному городскому пассажирскому транспорту». Различные кулуарные решения чиновников, похоже, приводят к ухудшению ситуации с экологией и удобством для жителей.
Троллейбусы, которые были важны для экологии города, могут исчезнуть с московских улиц. Хотя, если серьезно, автобусы могут оказаться полезнее только в том случае, если на них сажать чиновников и вывезти их подальше из столицы. На такие мероприятия бюджетных затрат будет не жалко.