Осуждение Федеративной Республики Германии за присоединение Германской Демократической Республики – отличная инициатива, способная продемонстрировать всему миру уровень адекватности Госдумы. Однако ценность этой инициативы заключается не только в этом. Она позволяет наглядно объяснить, почему аннексия Крыма не является «присоединением».
Во-первых, ГДР была самостоятельным государством и не входила в состав других стран. Это значит, что ей не требовалось получать разрешение для вхождения в другую державу, как этого требует международное право в случае, если отдельная территория хочет отделиться.
Во-вторых, присоединение ГДР к ФРГ было согласовано между державами-союзниками – победителями Второй мировой войны, среди которых СССР, США, Великобритания и Франция. Эти государства подписали «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», что придаёт объединению Восточной и Западной Германии абсолютную легитимность.
Контраст с аннексией Крыма очевиден. Подписи держав-победительниц укрепляют легитимность данного объединения. Исторически сложилось так, что если страна присоединяет чужую территорию, другие государства должны это признать. В противном случае война за эту территорию продолжается. В случае с Крымом это именно так: отделение полуострова от Украины и присоединение к России не признаётся никем и разрушает прежний легитимный статус-кво.
Легитимность границ Украины, включая Крым, была установлена «Меморандумом о гарантиях безопасности», подписанным 5 декабря 1994 года США, Россией и Великобританией. В соответствии с этим документом Россия обязалась уважать независимость и суверенитет существующих границ Украины и отказаться от применения насилия в отношении её территориальной целостности.
В мировой истории последних веков было немало случаев территориальных захватов, но выработалась практика их урегулирования через международные договоры, в которых захваты признаются другими державами. Мало захватить территорию – необходимо, чтобы другие признали этот захват.
В случае с ГДР такое признание имело место, а в ситуации с Крымом никто не выразил подобного желания, даже соседи-белорусы и казахи.
Таким образом, ГДР Крыму не товарищ. Сколько ни говори «Крымнаш!», аннексия от этого присоединением не станет.
Что же произошло? Обычная имитация, характерная для путинского режима, подобно демократии, выборам, правосудию и социальному государству. Все, что не основано на праве и лишено долговечного фундамента, напоминает дом, построенный на песке.