Хордынское иго

Помните, с какой помпой еще год назад команда нового мэра преподносила свои транспортные проекты? У многих создалось впечатление, что Собянин пробьет пробки как тузик грелку. Посмотрим, что из этого получилось.

Северо-западная хорда (СЗХ) — транспортная магистраль, которая должна пересечь север Москвы с запада на восток — один из самых масштабных проектов Собянина. СЗХ планировалось строить в пять этапов: первый участок — развязка на Соколе; второй участок — от Ленинградского до Дмитровского шоссе; третий участок — от Ленинградского до Звенигородского шоссе; четвертый участок — от Звенигородского до Сколковского шоссе; пятый участок — от Дмитровского до Ярославского шоссе.

Жители прилегающих улиц вскоре поняли, что масштабное строительство, а затем и функционирование нового «хайвея» с бессветофорным движением принесет им только проблемы и убытки. Начались массовые акции протеста, в которых жителей активно поддержала партия ЯБЛОКО. С критикой проекта выступили не только местные жители и гражданские активисты, но и крупнейшие специалисты в области градостроительства и транспорта.

Известный американский урбанист Вукан Вучик, который участвовал в оценке проекта СЗХ в составе Независимого экспертного комитета (НЭК), заявил, что проект «не только пренебрегает общественным транспортом, но и снижает его качество, делая его менее привлекательным, менее эффективным и более затратным в эксплуатации по сравнению с сегодняшним состоянием». Подробнее с выводами НЭК можно ознакомиться здесь.

Вопреки мнению жителей и авторитетных экспертов, проект был продавлен правительством Москвы. Было решено, что счастье автомобилистов (сомнительное с точки зрения экспертов) стоит страданий десятков тысяч жителей. Работы развернулись в январе прошлого года, а в декабре прекратились.

На днях мы провели инспекцию сегодняшнего состояния хорды. Теперь всё это выглядит так: унылые пейзажи окружают ул. Народного ополчения. Очевидно, что работы полностью остановлены. Вдоль улицы образовалась мертвая зона. Из-за строительных работ пешеходов загнали в узкий проход между шаткими сетчатыми рамами. Для транспорта возникли «бутылочные горлышки», продуцирующие гигантские пробки. Внутри хлипких ограждений — котлованы, открытые всем ветрам. И как тут не появиться пробкам!

Под строительные работы изъято два ряда автомобильного движения. В этот котлован легко спуститься, что я и сделал. Отсюда хорошо виден небосвод, но и упасть не составит труда. Газоны, видимо, готовят под парковки, но пока это выглядит так: жители вынуждены наблюдать «окопы». Ограждения стройплощадок понемногу разрушаются, и никто не спешит их восстанавливать. Снова котлован, снова ржавеющие трубы. Дорога к храму теперь пролегает через тернии.

Ландшафты вокруг храмов, прилегающих к хорде, теперь выглядят устрашающе. Уникальное фото: единственный человек в строительной робе, которого удалось увидеть на всех стройплощадках СЗХ. Генеральным подрядчиком строительства является компания «НПО Космос». На месте правительства Москвы я бы насторожился, увидев среди соискателей строительного подряда контору с таким названием.

Стройматериалы просто брошены под деревьями, на «радость» местным жителям. Вокруг импровизированного склада — шаткие ограждения. Строительная техника НПО «Космос» простаивает, мощная передвижная буровая не находит себе применения. А трубы ржавеют. Зона действительно опасная, однако нет уверенности, что кто-то позаботится о безопасности.

Лаконичность — главное в строительстве. Просто выкопали яму, оградили и бросили. Вот такие колодцы видны повсюду вдоль трассы будущей хорды. Прохожие уже начали превращать их в свалки. На местах, где мусор бросил один, его захочет бросить и другой. Здесь уже образовалась стихийная свалка.

Работы, похоже, вообще не начинались или уже закончились, и просто забыли убрать ограждения. По правилам, места проведения строительных работ должны быть надежно огорожены и подсвечены красными фонарями в темное время суток. Однако таких фонарей почти нет. А те, что есть, — просто висят и не подключены к электросети. Нормы техники безопасности явно нарушены.

«Триумфальные арки» из огромных труб давно стали привычными на улицах Москвы. Они возводятся в знак триумфа бесхозяйственности и бессистемного строительства. Колонны брошенных буровых установок тянут вдоль улицы Народного ополчения. Подъезжаем к первому (по хронологии строительства) участку СЗХ — Алабяно-Балтийскому тоннелю под Ленинградским шоссе. Работы здесь ведутся несколько лет, но пока движение только одностороннее.

На продолжение работ собрано много техники, но она стоит без дела. Судя по всему, движение в обратную сторону откроется не скоро. Проехав через Алабяно-Балтийский тоннель, оказываемся на Большой академической улице. Здесь та же картина — огороженные территории, на которых строительные работы были начаты, но прерваны. Взломанный асфальт тянется на сотни метров вдоль улицы. Участки раскуроченного асфальта не огорожены и никак не помечены. «Ломайте ноги и руки, дорогие горожане!»

На стройплощадку, фактически ставшую свалкой, может попасть любой желающий, включая детей. ЯБЛОКО проводит инспекцию, а ЛДПР, как всегда, ограничивается саморекламой. Подъезжаем к кинотеатру «Байкал» на углу Большой Академической и Михалковской улиц. Всё то же — стройплощадки, полное отсутствие работ. Снова пешеходы, загнанные в узкий проход между ограждениями — не освещенными! Снова горы грунта и кусков асфальта.

Строительство буквально стучится в окна домов. Здесь видно, насколько будущая хорда приблизит транспортный поток к окнам жилых зданий, и, следовательно, снизит цены на квартиры. Вместо потока — вот эта «радость». Оборудование компании «Soilmec», ведущего европейского производителя для бурения и фундаментостроительства, стоит без охраны и надзора, просто брошенное.

Чтобы попасть в магазин, жителям приходится протискиваться сквозь узкие коридоры, сжатые между ограждениями и стенами. Наш народ ко всему привыкает. Двигаясь вдоль хорды, начинаешь ощущать себя сталкером: «Сказано «не копать»! Но ведь раскопали и бросили…» Перед самым выездом на Дмитровское шоссе расположился комплекс Московского государственного университета природообустройства.

Можно предположить, что всё увиденное нами ранее — полигон для студентов, где они могут советоваться по теме: «Как нельзя обустраивать природу и строить дороги». В завершение нашей инспекции подбираемся к сакральному посланию авторов проекта СЗХ: «Хотим обратно в реальность!» Реальность устраивала владельца помещения больше.

Итак, грандиозный проект СЗХ заглох, по-видимому, надолго, если не навсегда. Пробок, как ожидается, стало больше. Не пробки порвал Собянин, а Москву, как мы и предвидели. Вопрос напоследок: куда делись деньги, вложенные в начатые и брошенные стройплощадки по всей Москве? Неужели улетели в космос? Судя по этому пейзажу – да! Космический ландшафт собянинской Москвы.

Оцените статью
Ритм Москвы