Тень «эффективного менеджера всех времен и народов» продолжает преследовать политиков, рассматривающих народ как неисчерпаемый «расходный материал» на пути к личному бессмертию. Годовщина кончины одного из самых кровавых руководителей России, Иосифа Джугашвили (Сталина), который правил страной почти 30 лет, вызвала новые дискуссии в обществе о «роли личности в истории» и «цене вопроса». На фоне озвученных Дмитрием Медведевым разговоров о модернизации вновь заговорили о том, что «поднятая на дыбу» страной, благодаря Сталину, была экономически модернизирована и стала «передовой державой».
Известная метафора о том, что «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой», является квинтэссенцией примитивных и циничных представлений о его «заслугах перед страной». Эти дискуссии не случайны, как и время их обострения. Сталин для многих стал олицетворением «идеального правителя» с качествами «народного руководителя» и «вождя». Миф о Сталине был сформирован властью, начиная с него самого, когда он лично правил «Краткий курс истории ВКП (б)». Это – сознательно сконструированный образ, предназначенный для воспроизводства и политического наследования.
Именно в этом и заключается опасность мифа о Сталине. Политический миф, как правило, создан для того, чтобы вновь стать реальностью. В образе Сталина заложены несколько показательных матриц. Первая из них – отретушированная и переписанная биография вождя, создающая образ «солнца без пятен». Сталин одним из первых в политике ХХ века реализовал принцип «непредсказуемой истории», переписывая свою биографию, историю захваченной им партии и историю страны.
В мифе о Сталине содержится матрица «единственно верного выбора», при которой все альтернативы становятся катастрофическими, вызывая панику и паралич воли. На этой основе строится матрица страха: страх потерять «отца народов», остаться без «мудрого вождя» и не видеть поводыря. Этот миф превращает народ в стадо, успокаивающееся лишь при виде указующего перста. Он также закрепляет представления о неразумности народа как ведомой толпы и обосновывает существование врагов вождя, именуемых «врагами народа», что оправдывает их уничтожение.
Сталин ввел тезис о том, что классовая борьба обостряется по мере приближения «светлого будущего». Миф делает из народа вертухая, деятельность которого заключается в поиске врагов и доносах. Он превращает народ в карателей и садистов, полностью оправдывая насилие как главный инструмент управления. Уничтожение политических конкурентов, грабительское отчуждение собственности и депортация народов воспринимаются как необходимая жертва, когда «жертвователь» вызывает благоговение, а его жертвы – презрение или смиренное сочувствие.
«Бабы ещё нарожают» – этот миф заранее оправдывает народные бедствия и массовую гибель миллионов, формулируя участь народа как главной жертвы, но при этом публично – как главный предмет заботы власти. Убитые молчат, а оставшиеся должны быть счастливы. Миф о Сталине оправдывает отсутствие свободы как основы общественной жизни, утверждая, что народ свободен любить, служить и преклоняться перед вождем. Других свобод не существует.
Миф о Сталине также оправдывает отсутствие свободы совести, убеждений и права выбора, проникая в нутро каждого человека и оправдывая уничтожение любого, кто не вписывается в эту систему. Он опирается на государственную агитацию и пропаганду, создавая идеальную картину жизни, где вера в счастливое настоящее становится священной обязанностью, а усомнившиеся подвергаются наказанию.
Миф о Сталине развращает культуру идеологией, разделяя произведения искусства на правильные и неправильные, где первые поощряются, а вторые ликвидируются вместе с их авторами. Он обесценивает личное значение труда, превращая его в «труд для Родины», но не для самого человека. Миф о Сталине оправдывает массовый подневольный труд и роль народа как «рабочей силы», которую необходимо эксплуатировать.
Этот миф представляет правителя как тотального управленца, носителя сверхразума и сверхталанта. В этом контексте правитель получает моральное право на всё, включая уничтожение препятствий. Миф о Сталине делает безумие высшим выражением разума, а власть – сверхценностью, полностью доминирующей над народом.
Каждый, кто не любит власть, оказывается чужим в этой системе. Миф о Сталине ставит отношения человека с государством выше человеческих отношений и извращает смысл слов, таких как семья, любовь, верность и счастье. Это идеологическое строение вводит «родственную ответственность» за «грехи» перед государством, оправдывая предательство и ошибки власти.
Миф о Сталине гарантирует вождю «место в истории» и позволяет злодеям становиться спасителями. Он создает иллюзию политического бессмертия, которое можно достичь, управляя народом безжалостными методами. Это миф служит оправданием бессмертия на костях и пепле, что становится надеждой политических подонков на всенародную славу.
Миф о Сталине полностью освобождает от совести и величает одного, стоящего на крови миллионов, и это величие призвано вызывать у потомков невинно убиенных слезы умиления. Он утверждает необходимость и полезность любого злодеяния, становясь «лекарством» от комплекса неполноценности для тех, кто ищет власть без моральных преград. Миф о Сталине разлагает мораль в политике, оправдывает ложь и обожествляет дьявола, преображая палача в дельца истории.
Таким образом, миф о Сталине, будя искушение у стремящихся к власти, способен морально уничтожить любого, возжаждавшего возвыситься над другими, сняв все моральные ограничения. Дорога к всевластию может быть обсажена соблазнами, которые каждый, вступая на эту дорогу, неизменно сталкивается.